1.
Осма́нская импе́рия — многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 годы. В Европе Османскую империю называли Оттоманской империей, Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период максимальной территориальной экспансии в XVI—XVII веках государство включало Малую Азию, Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.
Распалась после 1 Мировой Войны.
История:
Берет начало в Малой Азии (нынешняя Турция): ответвление турок-сельджуков.
Основатель – Осман, живший на стыке 13 и 14 веков. Получил от сельджукского правителя грамоту на землю и барабан.
Войны с Византией и присоединение территорий. Образование Турецкого султаната. Опора власти – янычары. Захваченные земли в Европе – Румелия.
1453 – взятие Константинополя – новая столица.
Салим 1 (Явуз Грозный) присоединил Сирию, Египет и Аравию. Взял титул «Защитник Мекки и Медины». Низложил последнего халифа в Каире, захватил его меч и несколько волосков пророка. Разные точки зрения: произошла ли передача халифства аббасидским халифом османскому султану? Или тот просто сам взял титул халифа? Официально титул стал употребляться только в 18 веке.
|
|
На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.
Власть султана:
На верхушке власти султан. Не может быть: женщина, раб, сумасшедший, подвергшийся физическому насилию. У султана сосредоточена вся власть + следит за выполнением священных законов + открывает пятничную молитву (функции имама) + управляет войском + правосудие +...
Не обожествляются – нет священной бараки. Султан – человек, но высшее место в Османской иерархии. Власть носила сакральный характер. Посягательство на нее – преступление. Только собрание религиозных деятелей могло свергнуть султана.
Власть султана ограничивалась шурра – принципом коллективного руководства. Диваны – дают советы чиновникам.
Идеология – шариат.
Шариат (араб.— (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник») — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина.
Административная структура:
Билюрбеи – наверху. Позже назвались Эйалеты.
Санджаки (уезды).
Нахи (волости).
Соответственно - города трех типов.
Специальные зоны – собственная административная структура. Милет – государство в государстве, образованное по религиозному принципу. Собственный суд, казна, система взаимопомощи.
|
|
Православный милет – Руми-милет (византийский).
Армянский (монофизитский) – Эрмени.
Иудейский милет – Яхуди.
Главы милетов – религиозные фигуры.
Милеты существовали до революции 1908.
3 линии власти:
1) Военно-административная власть белербеев – представляет великий визир.
2) Шариатская линия власти: Шейх Уль Ислам
Разделение на регионы:
Анатолия
Румелия (современная Греция)
Египет
Во главе регионов Кадиаскер.
Главный кадий - беллербеи
Старший кадий - санджаки
Младший кадий – нахи
Ответственны за шариатский суд.
3) Финансовая линия.
Баш Дефтердар – главный финансовый чиновник
Тима́р — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839). Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20 тысяч акче.
Тимар - участки земли давали доход с 3 до 20 000 акче
Зейамет – 20 – 100 000
Хасса – свыше 100 000
В конце ХVI тимар постепенно трансформировался в так называемый чифтлик, который стал преобладающей и, что самое важное, наследственной системой помещичьего землевладения в Османской империи до самого её падения в 1919 г.
Держатель тимара (тимариот) был обязан лично участвовать в военных походах, имея при себе одного джебели (конного воина) на каждые 3 тысячи акче дохода.
Изначально тимариот не жил в своем тимаре, но получал с него доход посредством системы сбора налогов. Начиная с 16 века, тимариоты поселяются в тимарах и начинают заниматься собственным хозяйством, эксплуатируя зависимое население. При этом тимариот исполнял полицейские функции по отношению к зависимому населению, но не имел права на суд и на введение дополнительных (произвольных) налогов.
Социальная структура:
Формально в Османской империи не было сословий (привилегированных групп), но не было и демократического государства. Де факто - стратифицированное общество и социальное неравенство.
Общество состояло из общин (таифа). Во главе стоят шейхи. Избираются членами общины, но с согласия государственных органов.
Крестьянский надел – чифт – можно вспахать 1 упряжкой быков.
Мирии – государственные земли – 88%
Вакувные земли – 12% - земля религиозных учреждений
Доли процентов – частные земли L
Деление с точки зрения уплаты налогов (податное деление):
Духовенство: улама
Военные: аскири
Городское мещанство: аннас
Крестьянство + рабы + неравноправные: райа
Упрощение:
Аскири = аскири + улама (не облагались налогами) - управляющие
Райа = аннас + райа (облагались) – управляемые
Армия:
Войско: янычары, сипахи и капыкулу.
Яныча́ры — регулярная турецкая пехота XIV-XIX веков. Главная опора султана. Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
Янычары не получали тимаров. Твердое жалование.
В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в создании регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет (албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, русские), впоследствии воспитанных в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи.
Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из наиболее тяжелых повинностей немусульманского населения империи, поскольку позволял властям отобрать и включить на службу наиболее физически и интеллектуально развитых юношей, тем самым ослабив покоренные народы.
Сипахи — разновидность турецкой тяжелой кавалерии. Наряду с янычарами вплоть до середины XVIII века были основным военным подразделением, используемым в Османской империи. Тимар.
|
|
16 век – новый слой: капыкулу – рабы султанского дворца, личная гвардия султана. Частично формировалась из янычар. Постепенно янычары получили власть, стали вазирами. Противостояние между нетюрками и тюрками.
Войско тоже состоит из общин! Единица янычар – котёл. Выбирали командира. Те выбирали следующего...
2.
16 век – нестабильная обстановка.
Три группы недовольных: янычары (+ капыкулу), сипахи и крестьяне.
16 век - денежная революция = революция цен в Европе. Мексиканское, Бразильское, Аргентинское серебро и золото – его много, товаров мало.
Халиф: регламентация цен – его обязанность. Черный рынок в Османской империи. Акче обесценивается. Турки начинают портить монету. Больше всего проиграли капыкулу и янычары – те, кто сидели на твердом жаловании. Росла коррупция.
С уменьшением доходности земельных участков в связи с революцией цен в Европе в XVI в., прекращением активной завоевательной политики империи и коррупцией сипахи стали в массовом порядке уклоняться от службы. Также участились попытки перевода тимаров в частную или религиозную собственность.
Конец 16 века – первые вооруженные выступления янычар и сепахи.
Джеляли - участники восстаний в Османской империи (главным образом в Анатолии) в 16-17 вв. Названы по имени руководителя восстания 1519 в Токате - Джеляли. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".
Основную массу Джеляли составляли крестьяне, выступавшие против феодальной эксплуатации. Участвовали в движении мелкие феодалы, а также воины феодальных ополчений; они бунтовали против султанских властей, боролись за сохранение утраченных владений и денежного содержания. Одним из крупнейших восстаний Джеляли было восстание 1595-1603.
|
|