double arrow

Османская империя


1.

Осма́нская импе́рия — многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 годы. В Европе Османскую империю называли Оттоманской империей, Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период максимальной территориальной экспансии в XVI—XVII веках государство включало Малую Азию, Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.

Распалась после 1 Мировой Войны.

История:

Берет начало в Малой Азии (нынешняя Турция): ответвление турок-сельджуков.

Основатель – Осман, живший на стыке 13 и 14 веков. Получил от сельджукского правителя грамоту на землю и барабан.

Войны с Византией и присоединение территорий. Образование Турецкого султаната. Опора власти – янычары. Захваченные земли в Европе – Румелия.

1453 – взятие Константинополя – новая столица.

Салим 1 (Явуз Грозный) присоединил Сирию, Египет и Аравию. Взял титул «Защитник Мекки и Медины». Низложил последнего халифа в Каире, захватил его меч и несколько волосков пророка. Разные точки зрения: произошла ли передача халифства аббасидским халифом османскому султану? Или тот просто сам взял титул халифа? Официально титул стал употребляться только в 18 веке.




На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

Власть султана:

На верхушке власти султан. Не может быть: женщина, раб, сумасшедший, подвергшийся физическому насилию. У султана сосредоточена вся власть + следит за выполнением священных законов + открывает пятничную молитву (функции имама) + управляет войском + правосудие +...

Не обожествляются – нет священной бараки. Султан – человек, но высшее место в Османской иерархии. Власть носила сакральный характер. Посягательство на нее – преступление. Только собрание религиозных деятелей могло свергнуть султана.

Власть султана ограничивалась шурра – принципом коллективного руководства. Диваны – дают советы чиновникам.

Идеология – шариат.

Шариат (араб.— (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник») — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина.

Административная структура:

Билюрбеи – наверху. Позже назвались Эйалеты.

Санджаки (уезды).

Нахи (волости).

Соответственно - города трех типов.

Специальные зоны – собственная административная структура. Милет – государство в государстве, образованное по религиозному принципу. Собственный суд, казна, система взаимопомощи.

Православный милет – Руми-милет (византийский).



Армянский (монофизитский) – Эрмени.

Иудейский милет – Яхуди.

Главы милетов – религиозные фигуры.

Милеты существовали до революции 1908.

3 линии власти:

1) Военно-административная власть белербеев – представляет великий визир.

2) Шариатская линия власти: Шейх Уль Ислам

Разделение на регионы:

Анатолия

Румелия (современная Греция)

Египет

Во главе регионов Кадиаскер.

Главный кадий - беллербеи

Старший кадий - санджаки

Младший кадий – нахи

Ответственны за шариатский суд.

3) Финансовая линия.

Баш Дефтердар – главный финансовый чиновник

Тима́р — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839). Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20 тысяч акче.

Тимар - участки земли давали доход с 3 до 20 000 акче

Зейамет – 20 – 100 000

Хасса – свыше 100 000

В конце ХVI тимар постепенно трансформировался в так называемый чифтлик, который стал преобладающей и, что самое важное, наследственной системой помещичьего землевладения в Османской империи до самого её падения в 1919 г.



Держатель тимара (тимариот) был обязан лично участвовать в военных походах, имея при себе одного джебели (конного воина) на каждые 3 тысячи акче дохода.

Изначально тимариот не жил в своем тимаре, но получал с него доход посредством системы сбора налогов. Начиная с 16 века, тимариоты поселяются в тимарах и начинают заниматься собственным хозяйством, эксплуатируя зависимое население. При этом тимариот исполнял полицейские функции по отношению к зависимому населению, но не имел права на суд и на введение дополнительных (произвольных) налогов.

Социальная структура:

Формально в Османской империи не было сословий (привилегированных групп), но не было и демократического государства. Де факто - стратифицированное общество и социальное неравенство.

Общество состояло из общин (таифа). Во главе стоят шейхи. Избираются членами общины, но с согласия государственных органов.

Крестьянский надел – чифт – можно вспахать 1 упряжкой быков.

Мирии – государственные земли – 88%

Вакувные земли – 12% - земля религиозных учреждений

Доли процентов – частные земли L

Деление с точки зрения уплаты налогов (податное деление):

Духовенство: улама

Военные: аскири

Городское мещанство: аннас

Крестьянство + рабы + неравноправные: райа

Упрощение:

Аскири = аскири + улама (не облагались налогами) - управляющие

Райа = аннас + райа (облагались) – управляемые

Армия:

Войско: янычары, сипахи и капыкулу.

Яныча́ры — регулярная турецкая пехота XIV-XIX веков. Главная опора султана. Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

Янычары не получали тимаров. Твердое жалование.

В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в создании регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет (албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, русские), впоследствии воспитанных в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из наиболее тяжелых повинностей немусульманского населения империи, поскольку позволял властям отобрать и включить на службу наиболее физически и интеллектуально развитых юношей, тем самым ослабив покоренные народы.

Сипахи — разновидность турецкой тяжелой кавалерии. Наряду с янычарами вплоть до середины XVIII века были основным военным подразделением, используемым в Османской империи. Тимар.

16 век – новый слой: капыкулу – рабы султанского дворца, личная гвардия султана. Частично формировалась из янычар. Постепенно янычары получили власть, стали вазирами. Противостояние между нетюрками и тюрками.

Войско тоже состоит из общин! Единица янычар – котёл. Выбирали командира. Те выбирали следующего...

2.

16 век – нестабильная обстановка.

Три группы недовольных: янычары (+ капыкулу), сипахи и крестьяне.

16 век - денежная революция = революция цен в Европе. Мексиканское, Бразильское, Аргентинское серебро и золото – его много, товаров мало.

Халиф: регламентация цен – его обязанность. Черный рынок в Османской империи. Акче обесценивается. Турки начинают портить монету. Больше всего проиграли капыкулу и янычары – те, кто сидели на твердом жаловании. Росла коррупция.

С уменьшением доходности земельных участков в связи с революцией цен в Европе в XVI в., прекращением активной завоевательной политики империи и коррупцией сипахи стали в массовом порядке уклоняться от службы. Также участились попытки перевода тимаров в частную или религиозную собственность.

Конец 16 века – первые вооруженные выступления янычар и сепахи.

Джеляли - участники восстаний в Османской империи (главным образом в Анатолии) в 16-17 вв. Названы по имени руководителя восстания 1519 в Токате - Джеляли. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками, Джеляли попал в плен и был обезглавлен. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что имя Джеляли стало для них нарицательным: в официальных отчетах народные повстанцы стали называться "джеляли".

Основную массу Джеляли составляли крестьяне, выступавшие против феодальной эксплуатации. Участвовали в движении мелкие феодалы, а также воины феодальных ополчений; они бунтовали против султанских властей, боролись за сохранение утраченных владений и денежного содержания. Одним из крупнейших восстаний Джеляли было восстание 1595-1603.







Сейчас читают про: