Тема 13. Социальная защита работника в сфере труда

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Дайте характеристику понятия «рынок труда».

2. Назовите основные виды перемещений.

3. Каковы причины трудовой миграции? Сравните причины трудовой миграции в советский и постсоветский период.

4. Охарактеризуйте основные виды безработицы.

5. Какой вид или виды безработицы существует в современном российском обществе?

6. В чем опасность скрытой безработицы?

1. Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда.

2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника.

3. Социальные гарантии в сфере труда.

1. Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, тем самым формируя новую политику хозяйственной мотивации. В современных российских условиях существует острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX - начале XX веке. Термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого гражданина и вообще любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода (из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.).

В отечественной научной литературе встречается множество трактовок понятия «социальная защита». Система социальной защиты в широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: а)трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;б)социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В узком смысле социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека (в частности, на работника в трудовой организации), обеспечивающие достойное и социально приемлемое, качество их жизни.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т. е. систему направлений, по которым она осуществляется, с другой – институциональную систему, т.е. систему институтов, которые ее обеспечивают (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

1. обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

2. создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми, не противоречащими закону, способами;

3. создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

4. обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

5. обеспечение экологической безопасности членов общества;

6. защита граждан от преступных посягательств;

7. защита гражданских, и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

8. создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

9. защита от политического преследования и административного произвола;

10. обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

11. создание, благоприятного психологического климатакак в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

12. обеспечение максимально возможной стабильностиобщественной жизни.

В XX веке традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему - социально ориентированное рыночное хозяйство. В процессе этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом, так и структурные образования: предприятия, фирмы, акционерные существа, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно оказать, что в западных странах к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты. Выделяются американская, европейская, японская модели, которым присущи как некоторые общие черты, так и специфические, национальные.

Проходящие в России глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий в частности чрезвычайно актуальной.

Объективная потребность, коренящаяся в сути рыночной экономики, порождает необходимость усиления социальной защиты по широкому спектру направлений. Но главным в нынешней ситуации является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихсяи от безработицы, на конкретном предприятии - это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Многие важные функции по социальной защите работающего населения в любом обществе осуществляются именно на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязана целая система социальных институтов.

2. В любом государстве существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт можно определить как устойчивую форму организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института. К первому виду (классу) социальных институтов социологи относят социально-организационные институты, ко второму - социально-нормативные.

Важнейшим и наиболее мощным социальным (социально-организационным) институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т. е. состоит из множества разных институтов. С точки зрения социальной защиты, их можно разделить на три группы. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании и различные специализированные фонды, благотворительные организации. Большую группу социально-организационных институтов образуют различные общественные, политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.

Институтами, призванными осуществлять защиту работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации - «независимые» профсоюзы, которые выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур.

Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на современном уровне социально-экономических реформ - использование, (для защиты прав и интересов трудящихся) форм и механизмов социального партнерства. Социальное партнерство хорошо зарекомендовало себя в странах развитой демократии, поскольку суть его заключается не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.

Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение при создании в Российской Федерации различных постоянно и временно действующих, 2-3-сторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия). Эти институты на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей между сторонами могут принимать ряд совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), осуществляющих функции социальной защиты трудящихся. Они могут рассматриваться как особая разновидность институтов и именоваться институтами социального согласия.

Наряду с социально-организационными институтами в обществе имеется множество нормативных систем, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют и функционируют сами по себе. Но поскольку они выступают средствами организации совместной деятельности людей, определяют их роли и статусы, такие нормативные системы, не имеющие организационного воплощения, но играющие определенную роль в социальной защите, тоже являются социальными институтами (это определенные нормы, ценности и т.д.). Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов. Большое значение для обеспечения социальной защиты прав и интересов трудящихся имеют такие институты, как трудовое право, институты трудового законодательства.

Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.

Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации также являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. Если рассматривать данные организации под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми.

Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществление социальной защиты прав и интересов занятых на этих предприятиях работников. Стремление к достижению основных целей - повышению эффективности производства, снижению себестоимости, повышению качества производимой продукции и т.д. - может даже приводить к нарушению прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии. Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация.

Повышение защитной роли этих организаций особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Да и при более или менее нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.

Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть коллективного договора кардинально изменилась в последнее время, потому что наемным работникам потребовалась надежная юридическая база социальной защищенности.

Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, - является трудовой контракт. Трудовой контракт нельзя однозначно и безусловно рассматривать как институт социальной защиты, но он может выступать таковым при следующих условиях: а) если контрактная система на предприятии (трудовой организации) отрегулирована таким образом, что специально предусматривает систему обеспечения прав работников; б) если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных социально-экономических гарантий.

Все вышеперечисленные социальные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идет непрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах: 1) институциональном, включающем весь перечень существующих институтов социальной защиты; 2) инструментальном, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты и 3) деятельном, когда используются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты - нормотворческая, организационная, переговоры социальных субъектов и т.д. Узнать о том, как функционирует этот механизм в России, можно с помощью социологических исследований.

Основными принципами механизма социальной защиты являются: во-первых, социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих.

Во-вторых, социальная защита не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни. Например, можно повысить пенсии или заработную плату, но не заботиться о создании необходимой социальной инфраструктуры, в результате не будет необходимого эффекта.

В-третьих, социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их.

3. Любая социальная защита строится на определенных социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны: 1) регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между спросом и предложениями рабочей силы; 2) содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы); 3) гарантии должны быть рассчитаны на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

- пригодных для работы в современных условиях;

- тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

- тех, кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

- не пригодных для работы;

- не желающих работать.

В российском законодательстве гарантии в реализации права на труд проявляются:

а) в свободе выбора занятий и работы;

б) в признании государством оплачиваемой занятости как основы образа жизни;

в) в бесплатном содействии государства в подборе подходящей работы;

г)в бесплатном обучает безработных новым профессиям и т.д.

К дополнительным гарантиями относятсягарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.

Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

Согласно российскому законодательству работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

Также Закон строго определяет размер пособий по безработице, определяет условия и сроки выплаты пособий по безработице и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: