Страна происхождения товаров

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (статья 31) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32) в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров[115].

Закрепленные в новом ТК РФ правила определения страны происхождения товаров основаны на общепризнанных международных нормах, принципах и практике. ВТО в базовом Соглашении по правилам происхождения обязывает страны - участницы Соглашения в своем национальном законодательстве гармонизировать правила определения страны происхождения товаров для упрощения таможенных формальностей, связанных с этим процессом.

По общему правилу Соглашения ВТО, страной происхождения товаров считается та страна, в которой товары были полностью произведены или в которой были осуществлены последние операции по их переработке либо изготовлению. При этом степень воздействия производственного процесса или изготовления товаров, достаточная для того, чтобы товар считался произведенным из этой страны, определяется с помощью критериев достаточной переработки.

Под страной происхождения понимается также группа стран или таможенные союзы (например, страны СНГ, входящие в зону свободной торговли). Страной происхождения может быть и отдельный регион (часть) страны, если в соответствии с законодательством они выделяются для целей определения страны происхождения товаров (например, при использовании в экономическом регулировании такого мощного инструмента развития национальной экономики, как свободные таможенные зоны, предусматривающие особые правила таможенного регулирования).

По общему правилу страной происхождения считается та страна, в которой товар был полностью произведен. В этой связи нормами ТК РФ установлен перечень товаров, которые для целей определения страны происхождения считаются полностью произведенными в данной стране. Предложенный перечень основан на положениях гл. 1 Специального приложения "K" к Киотсткой конвенции (в редакции Брюссельского протокола 1999 г.). К товарам, полностью произведенным в одной стране, отнесены те, которые традиционно считаются полностью добытыми или произведенными в этой стране.

Очень важным аспектом в данной теме является критерий достаточной переработки. Наибольшую сложность вызывают ситуации, когда в производстве или изготовлении товара участвуют несколько стран. При этом страной происхождения считается та страна, в которой имели место последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки. В соответствии с правилами определения страны происхождения используются позитивные критерии, достаточные для того, чтобы считать товар происходящим из определенной страны. В этой связи они и получили название "критерии достаточной переработки".

По общему правилу, если нет специальной оговорки, товар считается происходящим из данной страны, если произошло изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков в результате операций по производству или изготовлению этого товара.

Следует отметить, что Россия традиционно использует в качестве основного критерия достаточной переработки изменение кода товара на уровне любого из первых четырех знаков классификационного кода. Что же касается двух других критериев достаточной переработки, таких как выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения считалась та страна, где эти операции имели место, а также правило адвалорной[116] доли, то законодатель, обозначив нормы на уровне закона, предложил порядок их реализации отнести к компетенции Правительства РФ.

Данный подход обусловлен тем, что в международной практике критерий достаточной переработки в виде выполнения производственных или технологических операций является экономическим регулятором ВЭД, поэтому в зависимости от конкретной экономической ситуации Правительство РФ будет устанавливать в отношении любого товара конкретные технологические операции, достаточные для того, чтобы страной происхождения считалась та страна, где эти операции имели место. Метод расчета адвалорного процента при использовании критерия достаточной переработки по правилу адвалорной доли также предложено отнести к компетенции Правительства РФ. При этом во избежание возможных злоупотреблений преференциальным режимом законодатель наделяет Правительство РФ правом определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции.

При определении страны происхождения товаров существует ряд особенностей. Ст.33 ТК РФ устанавливает особые случаи определения страны происхождения товаров.

Существует два вида сертификата происхождения товаров: по форме "А" и по форме "СТ-1".[117]

Сертификат формы "А" выдается для товаров, происходящих из развивающихся стран, согласно Закону "О таможенном тарифе". Такой сертификат, оформленный согласно требованиям таможенного законодательства России, дает право на снижение импортной таможенной пошлины на ввозимый товар.

Сертификат происхождения товара формы "СТ-1" выдается на товары, произведенные в государствах-членах СНГ.

Подтверждение страны происхождения товара имеет значение при начислении ставки импортной таможенной пошлины. Сертификаты происхождения товаров выдаются торгово-промышленной палатой государства, в котором произведен товар. Сертификат происхождения товаров не является обязательным документом; при его отсутствии таможенное оформление груза производится в обычном порядке, но льгота по импортной пошлине на ввозимый товар не предоставляется

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией наравне с другими документами, представляемыми при таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию страны. В случае утраты сертификата о происхождении допускается принимать его официально заверенный дубликат. Сертификат о происхождении используется в целях определения страны происхождения, если таможенно-тарифные или нетарифные меры регулирования зависят от происхождения товаров.

При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или при обнаружении признаков того, что документы оформлены ненадлежащим образом либо содержат недостоверные сведения, до представления документов или уточняющих сведений товары выпускаются с уплатой таможенной пошлины по ставкам импортного тарифа, увеличенным в два раза (по сравнению с базовыми), или с дополнительными экономическими условиями, а именно под обеспечение уплаты таможенных пошлин в соответствующем размере одним из способов, установленных ст. 340 ТК РФ. Режим наиболее благоприятствуемой нации восстанавливается при условии подтверждения страны происхождения данных товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.

При обнаружении признаков того, что в отношении ввезенных товаров установлены ограничения в соответствии с российским законодательством или международными договорами, участницей которых является Российская Федерация, выпуск товаров допускается при условии, что декларантом представлен документ, подтверждающий соблюдение установленных ограничений, или обеспечена уплата антидемпинговой либо компенсационной пошлины.


Глава 8 Таможенные режимы

В соответствии с подпунктом 22 ст. 11 ТК РФ таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Таким образом, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ либо вывозе с этой территории следует выбрать наиболее подходящий таможенный режим в зависимости от целей перемещения товаров. Заявление таможенного режима является одним из обязательных условий перемещения товаров через таможенную границу, поскольку именно от положений таможенного режима зависит применение таможенных пошлин, налогов, а также особенности осуществления процедуры таможенного оформления и производства таможенного контроля.

В п. 2 статьи 156 ТК РФ закреплено право выбора лицами таможенного режима или изменения его на другой в соответствии с требованиями и условиями, установленными ТК РФ. Тем самым данная статья закрепляет принцип, в соответствии с которым выбор таможенного режима, а также его последующее изменение находятся в зависимости как от волеизъявления лица, так и от условий избираемого таможенного режима. Реализация этого права и его последующее воплощение в отдельных нормах ТК РФ имеет отношение к диспозитивным началам таможенного права. Вместе с тем следует отметить, что в сочетании с диспозитивностью основы перемещения товаров через таможенную границу содержат и императивные требования, достаточно жестко определяющие обязательность таможенного оформления и таможенного контроля[118], несоблюдение которых влечет за собой уголовную или административную ответственность. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 15 ТК РФ. Тем самым законодателем установлены юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем, до их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Несмотря на то что таможенные режимы по общепринятой международной классификации традиционно относятся к сфере правоотношений, регулируемых таможенным законодательством, институт таможенных режимов стоит "особняком", поскольку это единственный институт таможенного регулирования, который определяется непосредственно ТК РФ. Правовые рамки регламентации таможенных режимов предусматривают определенную совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, нетарифных мер регулирования, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также определяют статус товаров для таможенных целей. Поэтому необходимым условием для помещения иностранных товаров под любой из избранных таможенных режимов является получение разрешения таможенного органа, которое является формально-юридическим допуском к применению таможенного режима. Разрешение таможенного органа выдается заинтересованному лицу лишь после того, как таможенный орган удостоверится, что все условия, необходимые для использования данного режима, выполнены. В зависимости от условий таможенного режима такое разрешение может выдаваться в соответствии со строго установленной процедурой (например, для применения таможенных режимов переработки - в соответствии с положениями ст. 179, 192, 203 ТК РФ).

Помимо соблюдения условий таможенного режима, для принятия решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим также необходимо выполнить определенные требования, установленные ст. 149 ТК РФ, которые оказывают влияние на принятие решения о выпуске товаров в соответствии с избранным режимом.

Днем помещения товаров под таможенный режим является день выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом.

В соответствии с положениями статьи 158 ТК РФ меры, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которые направлены на защиту окружающей природной среды, жизни и здоровья человека, а также иных жизненно важных ценностей, обороноспособности государства, общественной морали, применяются независимо от заявленного таможенного режима. Требования, установленные законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в целях валютного контроля за репатриацией валютной выручки, также должны соблюдаться независимо от заявленного таможенного режима.

В новом ТК РФ 2004 г. в отличие от ТК РФ 1993 г. юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов:

· основные,

· экономические,

· завершающие

· специальные.

Выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации[119].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: