Идентификация и фальсификация товаров

Рис.6 Цикл Деминга

Рис.5. Петля качества

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и прохо­дит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 6 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

Таблица 3

Объекты и этапы управления качеством.

  планирование осуществление контроль управление воздействием
Маркетинг        
Проектирование и разработка        
МТС        
Разработка технологии +      
Производство        
Контроль и испытание        
Упаковка и хранение        
Распределение и реализация        
Монтаж        
Эксплуатация        
Техпомощь и обслуживание        
Утилизация        

Таким образом, в управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга (табл.3), что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

На каждом этапе жизненного цикла продукции должны реализовываться те показатели качества товара или услуги, требования к которым предъявляет рынок. Для этого строится профиль качества. Профиль качества — модель, предложенная Н. Кано (Япония), которая включает три составляющих профиля качества: базовую, желаемую и требуемую. На рис. 7 представлена типичная зависимость степени удовлетворенности потребителя от степени реализации ожидаемых им параметров качества в предлагаемом ему продукте.

Профиль базового качества – это совокупность тех параметров, качества продукта, наличие которых потребитель считает обязательным, т. е. «само собой разумеющимся фактом», и поэтому он, ожидая их, не считает необходимым говорить о них предварительно производителю.

Базовые показатели качества не определяют ценности продукта в глазах потребителя. В тоже время, их отсутствие может повлечь за собой негативную реакцию потребителя.

Профиль требуемого качества – это совокупность показателей качества, представляющих собой технические и функциональные характеристики продукта. Они показывают, насколько продукт соответствует тому, что было задумано. Обычно именно они напрямую оцениваются потребителем в первую очередь и влияют на ценность продукта в его глазах.

Рис. 7 Модель профиля качества.

Профиль желаемого качества – это группа параметров качества, представляющих для потребителя неожиданные ценности предлагаемого ему продукта. О наличии таких параметров потребитель обычно лишь мечтает, не предполагая даже об их возможности.

Очень важно определить все три профиля качества. Причем одна и та же характеристика может быть воспринята потребителями по-разному. Для проектирования продукции с учетом профилей используется метод развертывания функции качества (quality function deployment, QFD). Однако, следует отметить, что для компаний, имеющих несколько производственных линий, сложно использовать модель Кано, поскольку она применима для определенного вида продукции.

Таким образом, управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы они не возникали, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Контроль - это сопоставление полученных результатов с запланированными.

Под контролем качества понимается проверка соответствия качественных или количественных характеристик, свойств продукции или процесса, от которых зависит соответствие количество продукции, установленное техническими требованиями.

Объектами технического контроля является:

-продукция

-процесс изготовления

-транспортировка

-хранение

-ремонт

Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля о признаках и понятиях его свойств с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, технических условиях и других документах.

Метод контроля включает:

-техническое проведение контроля

-контролируемые признаки

-свойства контроля и точность контроля

Контрольный образец – утверждается в установленном порядке, единица продукции и её часть характеристики которых приняты за основу при изготовлении и контроля такой же продукции.

Статистические методы контроля качества продукции:

Целью метода статистического контроля качества является исключение случайных изменений качества продукции.

1. «Метод 7 инструментов»

1.1 Диаграмма Парето – наглядно позволяет представить величину потерь в зависимости от различных дефектов.

Для учёта совокупного процента потерь от нескольких дефектов строится коммулятивная кривая.

1.2 Причинно – следственная диаграмма применяется, как правило, при анализе дефектов, приводимых к наибольшим потерям.

Здесь анализируются и основные причинные факторы:

-человек

-машина

-методы работы

При анализе дефектов выявляются вторичные, а может быть и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению.

1.3 Гистограмма представляет собой столбчатый график и применяется для наглядного изображения распространения конкретных параметров по частоте повторения за определенный период времени (неделя, месяц, год).

При нанесении на график допустимых значений параметра, таким образом, определяют, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы.

1.4 Диаграмма разброса (корреляционная) изображается как график зависимости между параметрами.

Если такая взаимосвязь существует можно устранить отклонение одного параметра воздействуя на другой.

1.5 Контрольная карта (используется при статистическом методе) – разновидность графика, который отличается наличием контрольных границ обозначающих допустимый диапазон разброса характеристик в обычных условиях в течение процесса.

Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности.

1.6 Метод стратификации или расслаивания – в соответствии с этим методом группируют данные в зависимости от условий их получения, и производит обработку каждой группы данных в отдельности.

Данные разделены на 2 группы в соответствии с их особенностями, названные слоями (стратами), а сам процесс расслаивания на слои (страты)- расслаиванием (стратификацией).

Метод расслаивания исследуемых структурных данных – инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отвечающих требованиям информации о процессе.

Существуют различные методы расслаивания, применение которых зависит от конкретных задач.

Например, данные, относящиеся к изделию, производимому в цехе на рабочем месте, могут в какой-то мере различаться в зависимости от использования, использованного оборудования, методов исследования. Все эти отличия могут быть факторами расслаивания.

В производстве продукции часто используется процесс 584, учитывающий факторы, зависимые от человека, машины, материала, метода, измерения.

1.7 Контрольный листок – инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Упорядочения для сближения дальнейшего использования собранной информации.

Обычно контрольный листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов.

Таким образом, контрольный листок - хорошее средство регистрации данных.

Для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок.


Товароведение, экспертиза и стандартизация непродовольственных товаров: классификация, потребительские свойства, сертификация, требования, предъявляемые к непродовольственным товарам.

Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил. Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.п.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов.

Для классификации товаров используют два метода: иерархический и фасетный. При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.

Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации. В настоящее время используются несколько систем классификации товаров. Широкое применение в торговом процессе имеет торговая классификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги.и другую печатную продукцию. Выше перечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп.

В течение длительного времени широко применялась прейскурантная система классификации, предусматривающая выделение 144 прейскурантных групп. Нередко в товароведении используются стандартные классификации, представленные в государственных и отраслевых стандартах. Важное значение имеет экономико-статистическая система классификации, базирующаяся на общероссийском классификаторе продукции РК 005-93 (ОКП) (ранее Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственнойпродукции).

Согласно ОКП всю продукцию объединяют в классы (с 01 по 98) по отраслевому принципу и виду ис~одного сырья. Деление продукции проводят по десятичной системе. Каждый класс делят на 10 подклассов, подкласс -на 10 групп, группу -на 10 подгрупп, подгруппу -на 1О видов.

Эти пять категорий составляют высшие классификационные группировки. Вид подразделяют на разновидности: подвиды, марки, модели идр.

На основе ОКП проводят кодирование товаров. Кодирование товаров представляет собой процедуру присвоения товарам определенного цифрового, буквенного или буквенно-цифрового номера - кода.

Согласно экономико-статистической системе продукции присваивают десятичный цифровой код. Шесть цифр кода применяют для обозначения высших классификационных группировок. При этом первые две цифры обозначают номер класса, третья -номер подкласса, четвертая -номер группы, пятая -номер подгруппы, шестая -номер вида продукции..

Последние четыре цифры кода служат для внутривидовых обозначений и дают указание на конкретные марки, типоразмеры, модели. В торговле применение ОКП затруднено, так как в этой системе специально не выделены классы товаров народного потребления, а эти товары разнесены по разным классам. Низшей степень классификации является присвоение товару определенного артикула. Артикул представляет собой условное обозначение, присваиваемое товару в целях отражения его особенностей и отличия от другого аналогичного по виду товара по несущественным признакам. Введение артикулов заменяет подробное описание товаров особым обозначением, тем самым ускоряя ведение торговой документации, учета товаров, облегчает изучение спроса и составления заказов на поставки товаров.

Любой товар обладает множеством свойств, различных по своей природе. Свойствами товара называются его объективные особенности, которые могут проявляться на любой из стадий его жизненного цикла (проектирования, изготовления, распределения и потребления). Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения.

В процессе потребления товара его потребительские свойства могут оказывать положительное или отрицательное влияние на человека и окружающую среду. Соответственно выделяют позитивные и негативные свойства

товара. Например, к позитивным можно отнести теплозащитные свойства зимней одежды, а к негативным - ее загрязняемость, тяжеловесность.

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.

К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, твердость, усталость и др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость, термическое расширение и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.) электрические, а также общие физические свойства (масса, плотность, пористость).

Химические свойства характеризуют отношение товаров к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава и строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условий.

Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно. Важнейшими физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства, т. е. способность поглощать и выделять газы, воду и растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т. е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).

Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерий, плесневых грибков, дрожжей), насекомых (моли, тараканов и пр.) и грызунов (мышей, крыс). Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.

В зависимости от характера влияния на потребительную стоимость выделяют функциональные, эргономические, эстетические свойства товара, а также его надежность и безопасность. Потребительские свойства можно разделить на простые и сложные. Простые, или элементарные, свойства не подразделяются на более мелкие, но сами могут являться составными частями более сложных свойств. Сложные, или комплексные, свойства всегда могут иметь несколько составляющих. Например, простым свойством обуви является ее масса, а сложным - износостойкость, включающая в себя устойчивость к многократным изгибам, сжатию, растяжению, воздействию влаги, пота, устойчивость подошвы к истиранию.

Сертификация — это форма соответствия данной продукции, процесса производства, услуги или каких-либо работ техническому регламенту, стандарту и условиям договора. В результате процесса сертификации фирма получает сертификат соответствия, под которым понимают документ, который издается в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что процесс, продукция или услуга соответствуют конкретному стандарту или какому-либо другому нормативному документу.

В процессе сертификации кроме производителя и потребителя участвует и третья сторона, которая представляет собой государственный орган сертификации или лицо, являющееся независимым в рассматриваемом вопросе.

Различают обязательную и добровольную сертификацию.

ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает систему обязательной сертификации в тех случаях, когда они определены требованиями технического регламента. Объектами обязательной сертификации выступают товары, которые выпускаются в обращение на территории Российской Федерации. К ним относятся: информация о продукции, функции и деятельность по управлению качеством, производственная и организационная системы. Формы и схемы обязательной сертификации устанавливаются техническим регламентом с учетом риска недостижения целей технических регламентов.

К задачам обязательной сертификации относится обеспечение безопасности объектов для жизни, здоровья, окружающей среды, не причинение объектами вреда имуществу потребителя, а также обеспечение отсутствия влияния на другие технические объекты.

В рамках обязательной сертификации существует два способа декларирования соответствия:

1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, а также доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

 
 

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем (общая схема системы обязательной сертификации представлена на рис.). Виды продукции, схемы сертификации, сроки действия сертификатов устанавливаются техническими регламентами, соответствие продукции подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Рис. 25 Схема системы обязательной сертификации (по Аристову)

Аккредитация продукции заявителя осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, а также органами по аккредитации. Испытательные лаборатории, прошедшие аккредитацию на проведение испытаний, проводят исследование продукции, услуги, работ или процессов, в результате которых оформляется протокол испытаний или исследований. Продукция, соответствующая требованиям стандартов, маркируется заявителем самостоятельно знаком обращения на рынке.

Сертификация в зависимости от вида продукции проводится по соответствующей схеме, установленной ГОСТ Р 53603—2009. Выделяют четырнадцать схем сертификации. Краткая их характеристика дана в табл. 6

Таблица 6

Состав схем сертификации по ГОСТ Р 53603—2009

Номер схемы Исследование, испытание продукции Оценка производства (система качества) Инспекционный контроль Примечание
Испытание образцов продукции      
Испытание образцов продукции Анализ состояния производства    
Испытание образцов продукции   Испытание образцов продукции  
Испытание образцов продукции Анализ состояния производства Испытание образцов продукции и анализ состояния производства  
Испытание образцов продукции Оценка системы качества Контроль системы качества, испытание образцов продукции  
Испытание партии      
Испытание единицы продукции      
Исследование проекта продукции Анализ состояния производства Испытание образцов продукции и анализ состояния производства  
Исследование проекта продукции Оценка системы качества Контроль системы качества, испытание образцов продукции  
10с Исследование проекта продукции, испытание образцов продукции Оценка системы качества Контроль системы качества, испытание образцов продукции  
11с Исследование типа   Испытание образцов продукции  
12с Исследование типа Анализ состояния производства Испытание образцов продукции и анализ состояния производства  
13с Исследование типа     При сертификации типа
14с Исследование проекта продукции     При сертификации проекта

При выборе схемы сертификации учитываются следующие факторы:

1. степень потенциальной опасности продукции;

2. чувствительность заданных показателей к изменению производственных и эксплуатационных факторов;

3. статус заявителя;

4. адекватность степени доказательств соответствия и затрат на сертификацию реальным целям оценки соответствия.

Схемы сертификации 1с—5с и 8с—12с применяются в отношении выпускаемой продукции, когда заявителем является изготовитель продукции или лицо, выполняющее его функции. Схемы 6с и 7с применяются в отношении отдельных партий или единиц продукции, когда заявителем является изготовитель продукции или лицо, выполняющее его функции, а также продавец (не изготовитель).

ГОСТ Р 53603—2009 рекомендует использовать схемы 1с и 2с для продукции, которая малочувствительна к изменению производственных факторов, в противном случае используют схемы 3с, 5с, или 4с.

Схемы 4с и 5с используются для сертификации продукции, которая выпускается одноразово и нет уверенности в стабильности подтвержденных показателей в течении срока действия сертификата или за время очередного испекционного контроля. Схема 5с, по сравнению со схемой 4с, отличается большей чувствительностью к изменениям показателей продукции от производственных факторов.

Схемы 6с и 7с используются продавцами продукции, не имеющей сертификации от производителя (как правило, это импортная продукция). Схемы 11с—12с используются для получения соответствия инновационной продукции серийного или массового производства. Схема 13с используется установления и регистрации типа продукции, а схема 14 с — сертификации проекта как самостоятельного вида продукции.

Товароведение, экспертиза и стандартизация продовольственных товаров: классификация, понятие пищевой ценности и её свойства. Сохраняемость и лежность продовольственных товаров. Товарные потери и их виды. Сертификация.

Продовольственные товары классифицируются:

1. По происхождению:

а) растительные (плоды, овощи, ягоды, зерновые и др.),

б)животные (мясные, рыбные и др.).

2. По биологической классификации они подразделяются на типы, подтипы, классы, отряды, семейства, виды и т.п.

3. По особым природным признакам.

Согласно учебной классификации, продовольственные товары объединены в группы: а) зерномучные – зерно и продукты переработки (мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия), б) плодоовощные товары – включают свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки, в) группа крахмалопродуктов, сахара и кондитерских изделий входят: мед, патока, конфеты, карамель, фруктово-ягодные изделия, шоколад, какао-порошок, мучные кондитерские изделия, жевательные резинки, г) вкусовые товары – алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, пряности, соль, пищевые кислоты, табак и табачные изделия, д) молочные товары – молоко и молочные продукты: сливки, сметана, кисломолочные изделия, масло сливочное, сыры, сухие молочные продукты и др., е) пищевые жиры – растительные и животные жиры, маргарин, кулинарные жиры, майонез, ж) мясные товары – мясо убойных животных и сельскохозяйственной птицы, дичи, колбасные изделия, мясокопчености и мясные консервы, з) яичные товары – яйца и продукты их переработки; и) рыбные товары – рыба и все продукты ее переработки, нерыбное водное сырье, к) пищевые концентраты – это концентраты первых, вторых и сладких блюд, мучные смеси, сухие продукты детского и диетического питания, овсяные диетические продукты, сухие завтраки.

В торговле продовольственные товары подразделяют на: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, вино-водочные, молочно-мясные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия и др.

Можно подразделять товары на бакалейные и гастрономические. Бакалейные – это крупа, мука, дрожжи кофе, чай, пряности. Гастрономические – это товары, готовые к употреблению: молочные продукты, балычные товары, алкогольные напитки, колбасы, мясо, копчености, сыры, консервы мясные и плодоовощные.

Товарный сорт определяется уровнем качества товаров в соответствии с требованиями стандартов

Качество товаров является одной из основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Под качеством пищевых продуктов понимают совокупность свойств, отражающих способность продукта обеспечивать органолептические характеристики, потребность организма в пищевых веществах, безопасность его для здоровья, надежность при изготовлении и хранении. Основными свойствами продовольственных товаров, которые определяют их полезность и способность удовлетворять потребности человека в питании, являются пищевая ценность, физические и вкусовые свойства и его сохраняемость.

Пищевая ценность — это сложное свойство, характеризующее всю полноту полезных свойств продукта, т. е. энергетическую, биологи­ческую, физиологическую, органолептическую ценность, усвояемость, доброкачественность.

Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, белков, углеводов. Энергетическую ценность продуктов питания выражают в килоджоулях (кДж) или в килокалориях (ккал) на 100 г. Установлено, что при окислении в организме человека 1 г жира выделяет 9,3 ккал (37,7 кДж) энергии; 1 г белков — 4,1 ккал (16,7 кДж); углеводов — 3,75 ккал (15,7 кДж). Определенное количество энергии организм получает также при окислении органических кислот и спирта. Зная химический состав продукта, можно вычислить его энергетическую ценность.

Но организм человека даже при самых благоприятных условиях использует не все вещества, входящие в состав пищи, так как они имеют разную степень усвояемости.

Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: незаменимых аминокислот, витаминов, макро- и микроэлементов, незаменимых полиненасыщенных жирных кислот. Эти компоненты не синтезируются ферментными системами организма и поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Они называются незаменимыми и должны поступать в организм с пищей (мясом, рыбой, молочными продуктами и др.).

Физиологическая ценность определяется способностью продуктов питания влиять на пищеварительную, нервную, сердечнососудистую системы человека и на сопротивляемость его организма заболеваниям. Физиологической ценностью обладают, например, чай, кофе, пряности, молочнокислые и другие продукты.

Органолептическую ценность пищевых продуктов обусловливают показатели качества: внешний вид, консистенция, запах, вкус, состав, степень свежести. Повышают аппетит и лучше усваиваются оптимальные по внешнему виду пищевые продукты: обычно свежие или мало хранившиеся фрукты, диетические яйца, живая рыба, хлебобулочные изделия из высококачественного сырья, так как в них больше биологически активных веществ. Вкус и аромат пищевых продуктов имеют такое большое значение, что в некоторых случаях для их достижения применяют способы обработки (например, копчение рыбы и колбасных изделий), вызывающие даже некоторое снижение усвояемости белковых веществ. Хуже усваиваются продукты, имеющие тусклую окраску, неправильную форму, неровную поверхность и излишне мягкую или грубую консистенцию; содержащие меньше биологически активных веществ; с низкой пищевой ценностью. Продукты с дефектами внешнего вида и консистенции часто содержат вещества, вредные для организма человека.

Усвояемость пищевых продуктов выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая часть продукта в целом используется организмом. Усвояемость зависит от внешнего вида, консистенции, вкуса продукта, качества и количества пищевых веществ, содержащихся в нем, а также от возраста, самочувствия человека, условий питания, привычек, вкусов и других факторов. При смешанном питании усвояемость белков составляет 84,5%, жиров — 94, углеводов — 95,6%.

Доброкачественность пищевых продуктов характеризуется органолептическими и химическими показателями (цвет, вкус, запах, консистенция, внешний вид, химический состав), отсутствием токсинов (ядовитых веществ), болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса и др.), вредных соединений (ртути, свинца), семян ядовитых растений и посторонних примесей (металла, стекла и т. д.). По доброкачественности продукты питания подразделяются на классы: товары, пригодные к использованию по назначению (подлежат реа­лизации без каких-либо ограничений); товары, условно пригодные для использования по назначению (нестандартные товары или брак с уст­ранимыми дефектами); опасные товары, непригодные к использованию по назначению (не подлежат реализации и должны быть уничто­жены или утилизированы с соблюдением определенных правил).

Товары, пригодные к использованию по назначению, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить их изготовителям уверенность в успехе своей деятельности. В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конку­рентоспособной продукции, и основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности пред­приятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообло­жения, и др.

Физические свойства учитываются при оценке качества товаров, определении сроков и условий хранения.

К физическим свойствам относятся форма, размер, масса, цвет, прозрачность, плотность, вязкость, прочность и др.

Вкусовые свойства пищевых продуктов слагаются из ощущения вкуса и обонятельных ощущений — запахов. Различают четыре вида вкуса: сладкий (сахар), соленый (соль), кислый(уксус), горький (гликозиды алкалоиды). Запах — ощущения, воспринимаемые органами обоняния. Запах является важным показателем при определении качества вин, напитков, где аромат проявляется в виде букета ощущений.

Сохраняемость — свойство товара сохранять потребительские качества в течение определенного промежутка времени (при соблюдении определенных условий), установленного стандартом или другим нормативным документом.

В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на скоропортящиеся (мясо, рыба, молоко и др.); пригодные для длительного хранения (мука, крупы, сахар, баночные консервы и др.).

Лежкость – это способность продукции сохранять доброкачественность в течение конкретного времени. Лежкость является признаком определенного вида и сорта продукции. В зависимости от от продолжительности хранения товары делят на 3 группы:

1 с длительным сроком хранения;

2 со средним сроком хранения;

3 с коротким сроком хранения.

Идентификация – установление соответствия наименований товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям. Это установление соотвествия конкретной продукции образцу и (или) ее описание. Описание продукции - набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установл. в соотвествующих документах.

Работа по идентификации проводится в соответствии с гостом, с 1 января 2000г. "Идентификация продукции".

Результатом идентификации является "заключение о соответствии".

Идентификацию проводят:

1) Для подтверждения основных показателей качества продукции (используются органолептические показатели)

2)При проведении сертификационных испытаний (аккредитация лабораторий: используются также физико-химические показатели)

3) При осуществлении контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти

Идентификацию проводят по признакам, показателям и требованиям, которые необходимы для подтверждения соответствия продукции образцу или описанию.

Для идентификации используют стандарты, ТУ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, товаро-сопроводительную документацию (договор поставки, договор купли-продажи), спецификации, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию.

Структура идентификации:

Объектом идентификации является:

1 продукция;

2 услуги;

3 ценные бумаги;

4 информация.

2. Субъекты идентификации (осуществляют идентификацию):

изготовители на стадии приёмки сырья и отпуска готовой продукции;

продавец на стадии заключения договоров купли-продажи, приёмки товаров и подготовке их к продаже;

Виды идентификации:

ассортиментная (видовая): установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования. Применяется для установления соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности. Имеет особое значение при проведении сертификации товаров. Служит методом выявления несоответствий – фальсификаций товара. Проводится также при определении отношения товара к определённым товарным группам;

качественная (квалиметрическая): установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативными документами. Позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах. При проведении устанавливает следующие градации качества: стандартная продукция, нестандартная, условно-пригодная на пищевые цели, отходы, непригодная на пищевые цели. Для стандартной продукции устанавливается также соответствие сортности. В случае выявления несоответствия сортности фальсификация называется пересортицей.

товарно-партионная: устанавливает принадлежность представленной части товара конкретной товарной партии. Очень часто отсутствуют надёжные критерии идентификации.

Средства идентификации:

нормативные документы (стандарты, технические условия, правила);

товарно-сопроводительные документы;

маркировка товара.

Критерии идентификации: характеристики товаров, позволяющие отождествить наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке или в товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями нормативных документов. Имеется три группы показателей:

органолептические показатели: характеристики основополагающих потребительских свойств, определяемые при помощи органов чувств – внешний вид, вкус, запах, консистенция, внутреннее строение, прозрачность, соотношение жидких и твёрдых фракций.

физико-химические показатели: характеристики физических и химических свойств, определяемых при помощи физических и химических методов испытаний – массовая доля воды или сухих веществ;

микробиологические показатели: используются для измерения микрофлоры продуктов питания.

Методы идентификации:

органолептические методы – определение характеристик изделия при помощи органов чувств: визуальный, вкусовой, обонятельный, осязательный;

измерительные методы – определение характеристик изделия при помощи средств измерения: микроскопия, хроматография, фотометрия, ионометрия и пр.

Взаимосвязь видов фальсификации товара с его характеристиками.

Фальсификация: действие, направленное на обман потребителя и/или покупателя, путём подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Фальсификация - подделка продукции различными способами. Разновидности фальсификации:

Ассортиментная: осуществляется путём полной или частичной замены товара его заменителями с сохранением нескольких или одного признаков;

2. Качественная: подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских качеств или замена товара на такой же другого сорта;

3. Количественная: обман потребителя за счёт значительных отклонений праметров товара, превышающих предельно допустимые нормы отклонений (недовес или обмер);

4. Стоимостная: обман потребителя путём продажи низкокачественного товара по цене высококачественного. Сопутствует всем остальным видам фальсификации. Возможны три способа фальсификации;

продажа по цене высококачественного товара;

продажа ниже цены высококачественного товара;

продажа выше цены высококачественного товара (встречается редко).

5. Информационная: обман потребителя путём предоставления неточной или искажённой информации о товаре. Чаще всего искажаются:

наименование товара;

страна происхождения;

наименование производителя;

количество товара.

Последствия фальсификации.

Предупредительные меры:

социальные: подготовка и информационное обеспечение специалистов, информирование потребителей, разработка методов идентификации;

административные: повышение эффективности действующих и создание новых органов по сертификации и независимой экспертизе, усиление госконтроля, уничтожение фальсифицированных товаров.

2. Карательные меры:

правоохранительные: разработка и исполнение законодательных актов, направленных на борьбу с фальсификацией.

В УК РФ предусмотрены следующие статьи:

ст. 156: обман потребителя;

ст. 156.3: нарушение правил торговли;

ст. 157: выпуск и продажа товаров, оказание услуг, не соответствующих принятым нормам безопасности;

ст. 154.3: незаконное повышение и поддержание цен;

ст. 162.4, 162.5: незаконное предпринимательство.

Постановление Правительства РФ №1575 «Об утверждение правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке» от 27.12.96 г.

Постановление Правительства РФ №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ продовольственных товарах информации на русском языке» от 15.08.97 г.

Информация о товарах. Виды, формы и средства информации. Штриховое кодирование товаров. Общие требования и содержание маркировки товаров, тары и упаковки.

Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.

Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.

С позиций товароведения как научной дисциплины виды информации о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.

По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на торговую, производственную и бытовую.

По характеру проявления — на товароведную и организационную.

По объему информацию подразделяют на специальную (для специалистов) и покупательскую (для потребителей).

По форме/представления различают информацию маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную.

Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает маркировку изделий — нанесение определенных знаков или символов, характеризующих изделие. Маркировка изделия должна быть информативной, лаконичной, достоверной, достаточной, запоминающейся.

Маркировка может быть словесной (слова, буквы, цифры, символы), изобразительной (рисунок, фигура, график), объемно.-пространствен-ной (рельефное изображение в трех измерениях), комбинированной.

Маркировка включает изображение товарного знака предприятия-изготовителя, наименование и место нахождения предприятия-изготовителя, наименование изделия, номер стандарта или ТУ, потребительские характеристики товара, артикул, дату выпуска и т.д. Маркировка потребительской тары, помимо потребительской маркировки, должна иметь товарный знак.

Наносят маркировку непосредственно на изделие или на основной ярлык, прикрепленный к изделию, на контрольный ярлык, этикетки, тканевые ленты и т. д.

Носителем маркировочно-справочной информации является клеймо — составная часть маркировки.

Клеймо — это знак, который наносят на изделие с помощью специальной формы. Клеймение и маркирование могут осуществляться различными методами, выбор которых определяется многими условиями; поэтому в нормативно-технической документации указывается метод нанесения маркировки.

Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков. Существует четыре типа обозначения знаков: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ, товарный знак.

Фирменное имя — слово, буква или группа слов или букв, которые могут быть произнесены.

Фирменный знак — это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение.

Торговый образ — это персонифицированная торговая марка; присваиваетря определенному виду товара, свойства которого отличаются от свойств других товаров того же вида.

Товарный знак — обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя. Товарный знак может быть словесным, изобразительным, объемным; выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.

Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством и международными соглашениями.

Товарный знак может присваиваться не только отдельному товару, но и группе их. В этом случае он представляет не только товар, но и форму. Товарный знак, являющийся собственностью фирмы, может сопровождаться знаком ©. Товарный знак, зарегистрированный в Международном реестре, сопровождается знаком ®.

Информация о товаре посредством товарного знака может быть передана путем указания: источника происхождения (имени, предприятия, отрасли промышленности, географического положения, страны происхождения, дополнительных источников); функции изделия; состава изделия; физических свойств изделия (формы, цвета, вкуса, эластичности и др.); потребительских свойств изделия (скорости, безопасности, надежности, комфортности, долговечности и др.); психологических и экономических свойств изделия.

Знаки соответствия становятся ведущим фактором конкурентоспособности товаров. Различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальный знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Знак соответствия используется только для сертифицированной продукции. Продукция, сертифицированная на соответствие стандартам России, маркируется знаком ©. В Германии знаком соответствия является «DIN», во Франции — «NF», в Великобритании — «Kitemark», в Польше — «В», в Южной Корее — «К».

Транснациональные знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Так, в странах Европейского экономического сообщества и входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли приняты знаки соответствия «CEN» (учрежден Европейским комитетом по стандартизации) и «CENELEC» (учрежден Европейской электротехнической комиссией), подтверждающие соответствие требованиям европейских стандартов (EN) Или документов (CEN) по гармонизации стандартов.

Эксплуатационные знаки — Знаки информации о способах ухода и правилах эксплуатации товаров.

Предупредительные знаки — предназначены для информации о возможной опасности при эксплуатации товаров и действиях по предупреждению опасности.

Наиболее распространенными являются системы маркировки опасных веществ и материалов, разработанные органами ООН и Международной организацией труда.

Предупредительные знаки состоят из литеры R (для знаков, предупреждающих об опасности) или S (для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности), двузначного номера — кода (указатель конкретного вида опасности) и символичного изображения опасности, которое сопровождается надписью, характеризующей вид опасности.

Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или экологически безопасных способах его использования, эксплуатации либо утилизации.

Эксплуатационно-сопроводительная информация как составная часть товароведной информации содержит в основном сведения о сложной бытовой технике новых видов и включает руководство по эксплуатации (документ, необходимый для правильной эксплуатации изделия), паспорт (документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем параметры и характеристики изделий) и этикетку (документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, необходимые для эксплуатации изделий, которые сложно маркировать на изделии или его индивидуальной упаковке). Этикетка может выступать в качестве товарного знака изделия.

Рекламно-справочная информация выполняет функции ознакомления возможных покупателей с видами товаров, их свойствами и ценой.

По способу распространения (передачи и восприятия) рекламно-справочную информацию подразделяют на визуальную (печатные

издания, товарные альбомы, телепередачи, кинофильмы и др.), звуковую (радиопередачи, семинары, конференции и др.), вкусовую, тактильную (с помощью ощущений) и др.

Информация для потребителя регламентируется ГОСТами и в обязательном порядке должна содержать следующие данные:

наименование товара; наименование страны-изготовителя; наименование фирмы-изготовителя;

основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации и т.п.;

основные потребительские свойства или характеристики;

информацию об обязательной сертификации;

юридический адрес изготовителя и (или) продавца.

Кроме того, в зависимости от вида и технической сложности товара, изготовитель или продавец должен обеспечить необходимую и достаточную для потребителя информацию по безопасности, экономичности, энергоэкономичности и других свойствах товара, применив все или часть сведений из ниже приведенного перечня: масса нетто, основные размеры, объем или количество; состав (комплектность);

товарный знак (товарная марка) изготовителя; дата изготовления; срок годности (службы);

обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

информацию о добровольной сертификации (при наличии);

информацию о знаке соответствия (при наличии); штриховой код товара (при наличии);

информацию о специфических свойствах товара (при наличии).

Важное значение для потребителей и участников коммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собой условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.

К информационным знакам относятся знаки, которые информируют:

о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);

о соответствии товара нормативным документам (сертификационные знаки и знаки соответствия);

о составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных составляющих;

о правилах использования товара;

о проведении погрузочно-разгрузочных работ с товаром и его транспортировке (манипуляционные знаки);

об опасности и риске, возникающих при использовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасных веществ, изделий и материалов (предупредительные символы);

о правилах утилизации упаковки (экологические знаки).

Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия иди его упаковки.

Порядок присвоения информационных знаков и правила маркировки товаров устанавливаются стандартами или другими нормативными документами.

Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями.

Товарный знак в России регистрируется Патентным Ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического или физического лица сроком на 10 лет, с правом последующего продления каждый раз на 10 лет. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться этим знаком, а также запрещать его использование другим лицам или наоборот предоставлять право использования знака другим лицам по лицензионному договору или договору об уступке товарного знака.

Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.

По своей принадлежности знаки соответствия подразделяют на национальные и транснациональные.

Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством.

Изготовители продукции любой страны могут, подав заявку в национальный орган стандартизации и сертификации, получить лицензию на применение знака соответствия стандарту. Использование национальных знаков соответствия стандартам без лицензии не допускается.

Согласно требованиям национальных органов стандартизации и сертификации для получения лицензии изготовитель продукции должен представить документально оформленные доказательства того, что он обладает достаточными техническими средствами и возможностью обеспечить контроль продукции и ее стабильное качество.

Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.

Штриховой код является одним из средств системы автоматической идентификации товара, к которой также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т.д.). Его главное преимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации. Штриховой код предназначен для: оперативной идентификации товара и производителя; проведения торговых сделок «без бумаг»: ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 % до 0,5-3 % от стоимости товара; автоматизированного учета и контроля товарных запасов; оперативного управления процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - до 80%); информационного обеспечения маркетинговых исследований. Представим модельную ситуацию управления процессом товародвижения с использованием автоматической идентификации товара на основе ШК. Информация о покупке товара со сканирующих устройств и кассовых терминалов, установленных в торговом зале магазина, передается в главный компьютер торгового склада, осуществляющий контроль за изменением товарных запасов. При уменьшении их ниже установленных нормативов формируется заявка на поставку товаров определенного ассортимента, которая передается по каналам спутниковой связи в оптовое предприятие. В свою очередь оптовик направляет заказ производителю. В соответствии с заказом осуществляется выпуск конкретных товаров, пользующихся спросом. Производитель отправляет оптовику предварительное уведомление о поставке товаров и осуществляет отгрузку. Оптовик посылает опережающее отгрузочное сообщение в магазин и производит поставку.

Каждому виду, разновидности, модификации товара присваивается индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). При изменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции, цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т.д.), его ШК обязательно меняется. Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой изменение ею товарного номера (кода).

Существуют несколько видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются европейские коды типа EAN и американские типа UPC.

Предприятие самостоятельно определяет кодируемую информацию (с учетом потребительских свойств товара, упаковки, массы и т.д.) и доводит ее до торгового партнера, который должен получить информацию о ШК минимум за 3 недели до поставки самого товара (это правило действует и в случае изменения ШК); 1 знак (последний) - контрольная цифра рассчитывается путем простейших арифметических операций и предназначена для проверки правильности считывания (сканирования) ШК.

Маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товаров.

Основными функциями маркировки являются:

— информационная;

— идентификационная;

— мотивационная;

— эмоциональная

По назначению маркировка классифицируется на следующие виды:

— потребительская (применяется для обозначения типов, видов, марок продукции, ее соответствия требованиям ГОСТ Р и ТУ). В потребительской маркировке пищевых продуктов должна содержаться следующая информация: наименование продукта; вид продукта; наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто или объем продукта; состав продукта; пищевая ценность, содержание витаминов, пищевых добавок; дата выработки и упаковывания; обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; способ приготовления; рекомендации по приготовлению и использованию продукта; сорт (для сортовой продукции); срок годности; условия хранения (если они отличаются от обычных); вид упаковки; информация о сертификации.

— транспортная (содержит информацию о наименовании пунктов отправления и назначения, грузополучателя, способов обращения с перевозимой продукцией (манипуляционные знаки);

— знаки соответствия требованиям стандартов;

— экологическая (знаки, информирующие об экологической чистоте товара и способах его производства, о возможности вторичного использования сырья для производства товара или упаковки, об опасности продукции для окружающей среды);

— предупредительная (символ, указывающий на опасные свойства товара, способы и средства защиты, правила безопасного обращения с ним);

— эксплуатационные (знаки, наносимые на этикетки, бирки, ярлыки, упаковку, контрольные ленты и товары, информирующие потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров).

Функции штрихового кода:

— автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитыващих устройств;

— автоматизированный учет и контроль товарных запасов;

— оперативное управление процессом товародвижения (отгрузкой, транспортировкой, складированием);

— повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

— информационное обеспечение маркетинговых исследований;

Принцип ШК - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию в ЭВМ.

Классификация: ШК делят на два вида: европейский — EAN и американский - UPC. Коды EAN подразделяются на три типа: EAN-8, EAN-13h EAN-14 (только для транспортной тары).

В зависимости от информации о продукции, маркировка классифицируется на 3 группы.

1. По объектам товарной информации:

1,1. Фирменная:

• фирменный знак (символ, отличительный цвет, рисунок, обозначение),

• торговый образ (персонифицированная марка),

• фирменное имя (слово, группа слов или букв),

• товарный знак (фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает символ если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак ©).

2. Ассортиментная:

- по виду товара,

- по торговой марке или наименованию.

II. По форме представления товарной информации

• словесные (слово, сочетание слов),

• буквенные (сочетание букв),

• цифровые (сочетание цифр),

• объемные (форма изделия),

• изобразительные (рисунок, символ, сочетание цветов),

• комбинированные.

III. По виду собственности владельца:

• индивидуальные,

• коллективные (собственность добровольного объединения предприятий, союза, хозяйственной ассоциации и т.д.).

IV. По функции:

• производственная (текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку - этикетки, кольеретки, вкладыши, контрольные ленты, клейма и штампы), дающая информацию о товаре;

• торговая (текст, условные обозначения, рисунки, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, ценники, упаковки и другие эксплуатационные документы), дающая информацию о продавце.

К нормативным документам относятся ГОСТЫ, ОСТы, ТУ, регламентирующие процессы производства, контроля качества, хранения, транспортирования, эксплуатации продукции.

Технические документы содержащие информацию о товарах, подразделяются на товарно-сопроводительные и эксплуатационные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: