Роль эмоций в жизни человека
Мышление и воображение как системные элементы
В отечественной психологии связь мышления друг с другом и с другими психическими процессами, принимающими участие в формировании психического образа, определена недостаточно четко.
В соответствии с отечественной психологической традицией мышление рассматривается и как познавательная деятельность, и как «составная часть» самосознания, причем мышление как осознание связывается со всеми другими психологическими процессами и тем самым его собственная роль и место оказываются неопределенными.
В соответствии с системной концепцией психики основная функция мышления – оценивание, выработка рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов.
Мышление – это процесс, в результате которого вырабатывается опосредствованное знаниями и опытом индивида определенное отношение к действительности. Мышление, как правило, осознано. Иными словами, оно рассматривается как процесс, протекающий, в основном, в сознании индивида, хотя некоторые аспекты мышления могут быть неосознанными.
|
|
Принято рассматривать несколько этапов процесса мышления, каждый из которых, как правило, осознаваем – осознание решаемой проблемы, осознание отдельных частей составляющих проблему (анализ), осознанное выделение главных, ключевых аспектов проблемы и их осознанное разрешение, осознанное объединение различных аспектов проблемы (синтез) и решение проблемы в целом.
Если процесс мышления неосознан, автоматизирован при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан – можно говорить о воображении.
Воображение может быть понято как процесс и результат мышления. Синонимы воображения – представление, предвосхищение (мысленное предвосхищение всех аспектов планируемой практической деятельности, в том числе и ее в способен удовлетворять потребности и мотивы, лежащие в интеллектуальной сфере и не требующие предметной практической деятельности, например обдумывание и решение «в уме» математической, шахматной или вообще, житейской проблемы).
ЛЕКЦИЯ 9.
ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА
К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции, чувства и другие формы этих процессов.
Эмоции – это особый класс психических состояний, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
|
|
При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на такие специфические условия как:
- успех,
– невозможность адекватного поведения,
– конфликтность ситуации,
– непредвиденное развитие событий.
Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.
Можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, а с другой – особенностями воздействий (ситуацией).
Эмоции проявляются:
а) во внутренних переживаниях,
б) в поведении,
в) на физиологическом уровне.
Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным.
Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния.
Что касается поведенческого критерия,то как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т. д. Но, как показали эксперименты, точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Без этого знания очень вероятны ошибки в интерпретации поведенческих проявлений эмоций.
Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Прибор, называемый детектор лжи или полиграф, фиксирует такие физиологические аспекты эмоций как, изменение кровяного давления, частоты пульса, кожно-гальваническую реакции и т. д. (всего 10-15 показателей).
К сожалению, на основании этих данных можно сделать надежный вывод лишь о наличии эмоциональной реакции и о ее силе, но нельзя четко определить ее качественные характеристики,