Понятия об эмоциях

Роль эмоций в жизни человека

Мышление и воображение как системные элементы

В отечественной психологии связь мышления друг с другом и с другими психическими процессами, принимающими участие в формировании психического образа, определена недостаточно четко.

В соответствии с отечественной психологической традицией мышление рассматривается и как познавательная деятельность, и как «составная часть» самосознания, причем мышление как осознание связывается со всеми другими психологическими процессами и тем самым его собственная роль и место оказываются неопределенными.

В соответствии с системной концепцией психики основная функция мышления – оценивание, выработка рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов.

Мышление – это процесс, в результате которого вырабатывается опосредствованное знаниями и опытом индивида определенное отношение к действительности. Мышление, как правило, осознано. Иными словами, оно рассматривается как процесс, протекающий, в основном, в сознании индивида, хотя некоторые аспекты мышления могут быть неосознанными.

Принято рассматривать несколько этапов процесса мышления, каждый из которых, как правило, осознаваем – осознание решаемой проблемы, осознание отдельных частей составляющих проблему (анализ), осознанное выделение главных, ключевых аспектов проблемы и их осознанное разрешение, осознанное объединение различных аспектов проблемы (синтез) и решение проблемы в целом.

Если процесс мышления неосознан, автоматизирован при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан – можно говорить о воображении.

Воображение может быть понято как процесс и результат мышления. Синонимы воображения – представление, предвосхищение (мысленное предвосхищение всех аспектов планируемой практической деятельности, в том числе и ее в способен удовлетворять потребности и мотивы, лежащие в интеллектуальной сфере и не требующие предметной практической деятельности, например обдумывание и решение «в уме» математической, шахматной или вообще, житейской проблемы).

ЛЕКЦИЯ 9.

ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА

К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции, чувства и другие формы этих процессов.

Эмоции это особый класс психических состояний, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на такие специфические условия как:

- успех,

– невозможность адекватного поведения,

– конфликтность ситуации,

– непредвиденное развитие событий.

Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.

Можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, а с другой – особенностями воздействий (ситуацией).

Эмоции проявляются:

а) во внутренних переживаниях,

б) в поведении,

в) на физиологическом уровне.

Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным.

Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния.

Что касается поведенческого критерия,то как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т. д. Но, как показали эксперименты, точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Без этого знания очень вероятны ошибки в интерпретации поведенческих проявлений эмоций.

Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Прибор, называемый детектор лжи или полиграф, фиксирует такие физиологические аспекты эмоций как, изменение кровяного давления, частоты пульса, кожно-гальваническую реакции и т. д. (всего 10-15 показателей).

К сожалению, на основании этих данных можно сделать надежный вывод лишь о наличии эмоциональной реакции и о ее силе, но нельзя четко определить ее качественные характеристики,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: