Самосознание
Самосознание личности. Я-концепция
Развитая личность обладает самосознанием, что не исключает и неосознаваемой психической регуляции ее активности.
Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающим миром и в процессе собственной деятельности. Знание своих особенностей позволяет человеку занимать активную позицию по отношению к самому себе, осознать себя как личность.
Под понятием «Я» имеется в виду такая личность, какой она сама себя воспринимает, знает и чувствует. «Я» предполагает знание и отношение к собственной реальности, постоянное ощущение в ней самого себя.
Самосознание имеет своим предметом сознание. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности. Самосознание дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, то есть изучать акт собственного сознания.
|
|
Самосознание является мощным фактором самоконтроля (ориентированного на вне его лежащие вещи), самопознания, самосовершенствования и самовоспитания. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я (образ Я) – система представлений о себе, подтверждающая себя в процессах общения, деятельности, и то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел и т. д.
Я-концепция – это также совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Составляющие Я-концепции.
1. Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия могут быть самыми разнообразными. Можно до бесконечности перечислять характеристики своего самовосприятия. К ним относятся: любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание своего имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с раздельным удельным весом, который может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или просто под влиянием момента. Такое самоописание – способ охарактеризовать неповторимость своей личности через сочетание ее отдельных свойств.
|
|
2. Оценочная составляющая. Источником оценочных значений индивида является его социокультурное окружение. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие (Кули, 1982).
Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (с представлением о том, каким человек хотел бы быть).
В концепции Джеймса (1890) самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
Необходимо иметь также в виде, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.
Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.
Негативная Я-концепция – это негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
3. Поведенческая составляющая. Я-концепция это комплекс эмоционально окрашенных убеждений в отношении самого себя. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Я-концепция порождает определенные поведенческие реакции, как в отношении других, так и в отношении самого себя. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению.
Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его (поведения) социальной неприемлемости.
Таким образом, глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки, в свою очередь, могут иметь различные модальности. Существует по крайней мере три модальности самоустановок:
1) реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли и пр.;
2) зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы себя видеть.
Однако люди не всегда ведут себя в соответствии со своими установками, убеждениями. Их поведение может модифицироваться или сдерживаться в силу его социальной неприемлемости.
Функции Я-концепции.
1. Как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности, существенным фактором которой является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом (Фестингер, 1957).
Согласно теории когнитивного диссонанса индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способы устранения возникших противоречий и рассогласований. Неустраненные внутренние противоречия Я-концепции нередко становятся источниками стресса.
2. Как интерпретация опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
|
|
3. Как совокупность ожиданий. Некоторые исследователи (Мак - Кэндлес, 1967) считают эту функцию Я-концепции центральной. Ожидания человека и отвечающее им поведение определяются, в конечном счете, представлениями о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. В основе отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».
Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Как показала К. Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.