Механизмы психологической защиты

Приемы, способствующие пониманию партнера

Hеконструктивные способы поведения в дискуссии

Способы поведения в дискуссии

Можно выделить наиболее часто встречающиеся неконструктивные способы пове­дения в дискуссии:

1.Игнорирование: «Да, конечно, но...», «Возможно, Вы и пра­вы в чем-то, но...», «Я понимаю Вас, но...». Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.

2.Инверсия смысла: «Все то я могу сделать для Вас». «И это все, что Вы можете сделать». То есть достоинство представляется недостатком и наоборот.

3.Негативная оценка высказывания, принижающая личность партнера (например: «Глупости ты говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь» и т.п.).

4. Эгоцентризм – собеседник пытается найти у партнера пони­мание только тех проблем, которые волнуют его самого.

5. Выспрашивание – собеседник задает партнеру вопрос за воп­росом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняя ему своих целей.

6. Замечания о ходе беседы – в ходе разговора собеседник вставляет высказывания типа: «Пора приступить к предмету разгово­ра», «Давайте вернемся к цели нашего разговора» и т.п.

7. Поддакивание – собеседник сопровождает высказывания парт­нера реакциями типа «Да-да...», «Угу...».

Существует ряд примеров, способствующих пониманию партнера (так называемое активное слушание):

1. Вербализация, ступень А – проговаривание. Собеседник точ­но, дословно повторяет высказывание партнера. Он может начать с вводной фразы: «Как я понял Вас...» и т.п.

2. Вербализация, ступень Б – перефразирование. Собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном виде, кратко формулирует самое существенное в его словах.

3. Вербализация, ступень В – развитие идеи. Собеседник пыта­ется вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания («Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...»).

8.1. Понятие психологической защиты.

Потребности «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, в поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоот­ношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворя­ются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоцио­нально-мотивационного напряжения, и «Я», защищаясь, прибегает к дейс­твию защитных механизмов.

Личность защищается от психотравмирующей информации, связанной со своими неудачами. Hевроз возникает на почве психического конфликта, в результате взаимодействия психотравмирующей информации и особенностями личности на фоне недостаточных защитных механизмов.

Современные концепции считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», неудовлетворение потребностей «Я»: 1) в самоутверждении; 2) в сохранении собственной ценности, чувства идентичности, тождества, т.е. внутренней согласован­ности; 3) в сохранении контроля над со­бой и окружающими.

Термин защитные механизмы психики впервые был введен 3. Фрейдом в работе «Защитные механизмы» в 1894 году. Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.

1. «Оно» – бессознательная инстинктивная область импульсов и инстинктов, которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь принципу удовольствия.

2. «Я» – cознательная область. Основная задача «Я» – цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.

3. «Сверх Я» – наследник Эдипова комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я», осознавание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и общественной моралью.

Исходя из своей концепции психического аппарата индивида З. Фрейд выдвинул следующие положения:

1. Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По Фрейду таких инстинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.

2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.

З. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы – это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

3. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

4. Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Таким образом, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сох­ранения психического здоровья и целостности личности. В этом случае цена психического здоровья:

– искаженная действительность,

– искаженный образ «Я»,

– искаженный внешний мир.

Защитные механизмы позволяют сохранить или, вернее, достигнуть внутреннего благополучия за счет игнорирования реальности.

Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Основные признаки механизмов психологической защиты (механизмов интрапсихической защиты):

1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);

2) искажение реальности;

3) отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты:

1) сохранение личностной целостности,

2) сохранение психического здоровья, определенного «Я-образа». Причем, как установлено в исследованиях разных психологов, для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить;

3) регуляция межличностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: