Совершенствование психических процессов

Общая характеристика познавательного развития

Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ

ЛЕКЦИЯ 15.

ГЛАВА V. ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Юность – период жизни после отрочества до взрослости. Условно его разделяют на раннюю юность (15-18 лет) и позднюю юность (18-25 лет). Этот период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления (В.С. Мухина).

Еще в старших классах школы развитие познавательных процессов учащихся достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Познавательные процессы в юношеском возрасте приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие.

В юности изменяется положение молодых людей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.

Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Взрослые (педагоги и родители) начинают переходить на новый стиль общения, больше апеллируя к его разуму и логике, чем к чувствам, рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное обращение.

В юношеском возрасте продолжает активно идти процесс познавательного развития. Молодые люди уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы. У них отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции.

Уже в ранней юности молодые люди усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

А.Н. Леонтьев исследовал процесс развития непосредственной и опосредственной памяти. В юношеском возрасте прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.

К периоду ранней юности изменяется отношения между памятью и мышлением. Для юноши вспомнить – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

В раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: