Сбор и хранение

Информационные процессы

INFORMATIO ( лат.) - информация - разъяснение, изложение, осведомленность.

Информацию передают в устной и письменной форме, через жесты и знаки. Любая нужная информация должна быть осмыслена, для возможности передачи другим или на её основе делаются определенные умозаключения.

Информационные процессы - процессы, связанные с поиском (получением), сбором, хранением, передачей, обработкой и использованием информации.

1. Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

  • непосредственное наблюдение;
  • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
  • чтение соответствующей литературы;
  • просмотр видео, телепрограмм;
  • прослушивание радио и аудиоинформации;
  • работа в библиотеках и архивах;
  • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных и т.п.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться многократно ее необходимо хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).

Н-р: ЭВМ предназначена для хранения оцифрованной информации в компактном виде с возможностью быстрого доступа.

Информационная система - хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие этих процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, библиотека, в которой порядок размещения книг всегда строго определен, является информационной системой. Благодаря чему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача информации – процесс, в котором участвуют источник информации - передает информацию, приемник информации - ее получает, а между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство - преобразует сообщения источника данных к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство - преобразует кодированное сообщение в исходное.
Деятельность людей всегда связана с передачей информации.
Чтобы в процессе передачи информация не была утеряна или искажена её определённым способом зашифровывают, этим занимается наука криптология: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи - шумы, искажают информацию. Наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.
Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений в радиоканалах.
Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.

4. Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации осуществляется по одному из трёх принципов: черного, серого и белого ящиков:

Черный ящик – рассматривается система, вход и выход в которую известны. Процессы, происходящие внутри системы неизвестны.

Серый ящик – система, вход и выход в которую известны. Процессы, происходящие внутри системы известны частично.

Белый ящик – процессы, происходящие внутри данной системы, полностью известны, также как входы и выходы.

5. Использование информации при принятии решений.

Для принятия правильного решения необходимо чтобы информация обладала свойствами:

  • объективность
  • достоверность
  • полнота
  • актуальность (своевременность)
  • полезность
  • понятность
  • доступность

Компьютерная грамотность предполагает:

· знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

· знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

· умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

  • понимание закономерностей информационных процессов;
  • знание основ компьютерной грамотности;
  • технические навыки взаимодействия с компьютером;
  • эффективное применение компьютера как инструмента;
  • привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;
  • применение полученной информации в практической деятельности.

6. Защита информации - предотвращение:

  • доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

· непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.
Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Получение информации - это получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира. Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства - достоверность, полноту, ценность, актуальность, ясность и понятность.

  • Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
  • Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
  • Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью.
  • При работе в постоянно изменяющихся условиях важно иметь актуальную, т. е. соответствующую действительности, информацию.
  • Информация становится понятной, если она выражена языком, доступным людям, для которых она предназначена.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow