Классификация товарных предложений как исходный пункт разработки оперативной маркетинговой политики.
Стратегия сроков вступления на рынок
В условиях жёсткой конкуренции фактор времени приобретает особое значение для определения сроков вступления на рынок. Сложилось 4 варианта стратегий сроков вступления на рынок. Каждая из них имеет определённые достоинства и недостатки:
1) Стратегия пионеров:
«+» нет конкурентов;
«‑» имеет место неопределённость дальнейшего развития рынка.
2) Стратегия раннего последователя:
«+» меньший риск, чем у пионера;
«‑» имеются барьеры вступления на рынок, созданные пионером.
3) Стратегия имитации (позднего последователя):
«+» низкие затраты на НИОКР;
«‑» наличие конкурентов.
4) Стратегия обитателя рыночных ниш:
«+» шансы на успех на рынке второстепенной для пионера продукции;
«‑» опасность привлечь внимание пионеров к этим нишам.
Товарная политика
На основе стратегических базовых решений (стратегия развития и параметры поля деятельности) разрабатывается оперативная маркетинговая политика: товарная, дистрибутивная, контрактная (в т.ч. и ценовая), коммуникационная. Исходными пунктами для разработки конкретных товарных предложений являются:
|
|
а) выбранная стратегия развития;
б) выбранное поле деятельности:
– группы покупателей;
– функции товара;
– производственные технологии;
– рынки.
в) складывающаяся рыночная ситуация.
Систематизировать многообразие товарных предложений в технологическом маркетинге весьма сложно. Наиболее признаны классификации товарных предложений, разработанные немецкими маркетологами и ориентированные на:
1. предложение;
2. спрос;
3. учитывающие обе эти рыночные категории.
Первое направление основано на соотношении критериев материальная и нематериальная составляющие и интеграция с заказчиком или автономность.
CIM (Computer Integrated Manufacturing) – комплексное автоматизированное производство.
Тип 1 содержит товарное предложение в основном нематериального характера, которое целесообразно производить только с участием заказчика: консультации, обучение, тренинги.
Тип 2: товарное предложение со значительной долей материальной составляющей, при производстве которого требуется участие заказчика.
Тип 3: товарное предложение со значительной долей материальной составляющей и высокой автономностью производителя (н.р. шурупы, болты, молотки, топоры…)
Тип 4: товарное предложение преимущественно нематериального характера (услуги), которые могут быть предоставлены заказчику автономно (статистические базы данных, компьютерные стандартные программы…)
|
|
Второе направление ориентировано на классификацию товарных предложений по спросу. Выделяют три группы товарных предложений:
а) товары с поисковыми свойствами могут быть проверены и оценены перед покупкой: набор функций, технические и эксплуатационные характеристики, работоспособность.
б) товары с опытными свойствами, которые проявляются в полной мере лишь в процессе использования: прочность на изгиб, на истирание, устойчивость к коррозии, ремонтопригодность.
в) товары с высокой долей доверительных свойств: консалтинговые, сервисные и другие услуги.
Третье направление классификации товарных предложений основывается на следующих критериях: интенсивность деловых связей и степень интегрированности с заказчиком.
1. Спот-сделки заключаются по имеющимся в наличии товарам и предусматривают их немедленную поставку и оплату. Интеграция заказчика в процессе производства и сбыта и интенсивность деловых связей с ним незначительны. Этот вид товарного предложения характерен для стандартных изделий (шурупы, болты, другие крепежные изделия, прокат металла, кабели…)
2. Сделки по капиталоемким проектам. Интегрированность с заказчиком высокая, интенсивность деловых связей может быть низкой (турбины для ГЭС, реакторы для АЭС, комплексы для КЛА).
3. Комплексные товарные сделки характеризуются интенсивными деловыми связями. Товар в вещественной форме дополняется пакетом услуг:
– монтаж и наладка оборудования;
– консультирование персонала;
– утилизация отходов.
4. Сделки с участием заказчика в производстве продукции характеризуются высокой степенью интеграции с заказчиком и высокой степенью интенсивности деловых связей. Товары изготовляются в соответствии с особыми требованиями потребителя. Потребители могут сами изготовлять компоненты технических систем. Этот вид товарного предложения способствует максимальному удовлетворению запросов потребителя и сокращению процессов производства. (самолет для президента, яхта для королевы, Благовещенский мост)
2.1. Комбинация вещественных продуктов (Hardware) и услуг (Software).
В технологическом маркетинге товар представляет всегда комплекс физических продуктов и услуг. Соотношение между ними зависит от следующих факторов: сложность продукта, требования заказчика, влияние конкурентов и т.д.
Классификация услуг может проводиться различными способами. Наиболее распространены классификации по следующим критериям:
1) По отношению к вещественному продукту услуги делятся на первичные и вторичные.
· Вторичные услуги являются интегральной составляющей вещественного продукта. В свою очередь они подразделяются на обязательные и добровольные.
- Обязательные всегда сопровождают высокотехнологичный продукт: консультации, обучение персонала заказчика, транспортировка.
- Добровольные услуги предлагаются заказчику для обеспечения превосходства над конкурентами: вывоз и утилизация старого оборудования, финансовые услуги (н.р. лизинг), бартерные сделки.
· Первичные услуги являются самостоятельным товарным предложением: техническое обслуживание оборудования поставщиком на протяжении всего жизненного цикла, работы по монтажу и наладке оборудования, модернизация оборудования.
2) По времени предоставления:
· предпродажный сервис (пресс-конференции, презентации, консультации);
· эпизодические (помощь в проведении переговоров, в финансировании, в проведении коммуникационных акций);
· послепродажный сервис (составление инструкций, гарантийные услуги, поставка запчастей);
· послеэксплуатационный сервис (вывоз и утилизация оборудования и промышленных отходов).
3) По видам услуг:
|
|
· коммерческие (разработка проекта, расчет его эффективности, гарантия исполнения);
· технические (монтаж, наладка, поставка запчастей);
· интегрированные технико-экономические.