Для этого периода характерны два уровня взглядов на понятие «душа»: уровень представлений о душе и уровень учений о душе.
Уровень представлений о душе (именно представлений, •гак как учении, естественно, еще не было) связан с религиозной верой, когда все удачи и неудачи, смерть, сон и другие явления объяснялись проявлениями души.
Так, в Ветхом Завете (описании бытия до рождения Иисуса Христа) говорилось, что тело человека создано Богом «из праха земного» и потому оно принадлежит земле («земля еси и в землю отыдеши»). Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Над телом и душой стоит дух, который выступает в роли судьи души и тела. Дух - сила, «изшедшая от Бога и проявляющаяся в страхе Божьем, совести и жажде Бога».
Последовательно господствовали взгляды на душу:
• анимизм (вера в одухотворенность всего того, что есть на земле: камня, реки и др.);
• гилозоизм (Демокрит: жизнь — всеобщее свойство материи, наблюдаемый мир - целостное образование);
|
|
• панпсихизм (душа принадлежит всему на свете, но она тоже подчиняется естественным законам и в принципе может быть познана).
Знания уровня учения о душе и «рациональной» психологии (но без самого термина «психология») с се представлениями о вечности и неизменности души связаны с известными в истории науки именами Платона, Аристотеля, Теофраста и др.
Платон (427-347 it. до н. э.): смертное тело и бессмертная душа - вещи разные. Душа отделяется от тела после смерти человека. Понятие индивидуальной и мировой души.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.): душа неотделима от тела. Три типа души (растительная, животная, человеческая) преемственны, имеют различную степень развития и активности.
Теофраст (372-287 гг. до н. э.): душа проявляется в 30 типах различных характеров.
Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н. э.) (и чуть позже Клавдий Гален): мозг - орган мышления и ощущений. Учение о темпераментах. Связь темперамента с телосложением.
Фома Аквинский (1226-1274): самопознание возможно. Первые робкие понятия сознания человека и понятие личности.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626): душа и тело существуют раздельно, но есть душа божественная и душа телесная. Изучение души требует эмпирики, а не умозрительных подходов. Роль общества в познании.
Декарт (1596-1650): сознание (вводится впервые!) — критерий для различения души от тела («мыслю, значит, существую»). Душа принадлежит только человеку. Понятие рефлекса (впервые!): действия организма вызваны внешними воздействиями, которые по нервам перемещают телесные духи и напрягают определенные группы мышц. Психофизический подход к душе и телу: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.
|
|
Дж. Локк (1632-1704): понятие «перцепция» (некий целостный процесс пассивного, неосознаваемого отражения воздействий окружающего мира). Существует внешний опыт - для формирования простых идей через чувства и внутренний -для объединения простых идей в сложные. Опыт познается только через самонаблюдение, т. е. опыт фактически тождествен самонаблюдению.
Г. Лейбниц (1646-1716): понятие «апперцепция» (процесс активного, осознаваемого отражения воздействий среды, недоступного самонаблюдению). Понятие «ассоциация» (процесс соединения простых идей в сложные). Понятие «ассоциативная» психология.
X. Вольф (1679-1754): понятие «эмпирическая» психология (сам термин «психология» предложен для всеобщего использования, хотя появление его связывают с более ранними периодами) с ее интроспективными подходами к приобретению опыта.
П. Бугер (1730-1811), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), С. Стивенс (1896-1980): основы психофизики.
Законы дифференциальных порогов ощущений. Закон изменения ощущений как функции величины стимулов-воздействий.
И. Гербарт (1776-1841): психология должна использовать опыт, метафизику и математику. Понятие «порог сознания» как граница между бессознательным и сознанием. Способности не первичны, это продукт естественного развития психики.
Ч. Дарвин (1809-1882): некоторые формы поведения человека имеют эволюционное, происхождение и основаны на естественном отборе. (Кстати, сам Дарвин не был твердым сторонником идеи происхождения человека именно от обезьяны. Его представления несколько иные: начало жизни положено Богом, а затем последовал долгий процесс эволюционного развития. Он утверждал, что современники поняли его теорию неверно. На вопрос о начале цепи развития животного мира ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».)
Г. Спенсер (1820-1903): принцип приспособления организмов к среде (ассоциации, сопровождаемые чувством удовольствия, закрепляются у человека и наследуются потомками). Понятие объективной и субъективной психологии (первая объясняет все психические явления работой нервно-мышечных устройств, вторая ограничивает познание сферы чувств и мышления исключительно субъектом).
Г. Гельмгольц (1821-1894): организм - это физико-химическая среда. Факт конечности скорости распространения нервных процессов. Начало исследованиям феномена «время реакции».
Ф. Гальтон (1822-1911): понятие «дифференциальная» психология (различия в психике людей обусловлены наследственностью, но не социальным опытом). Учение о евгенике:
на основе законов наследственности создать породу особо одаренных людей. Метод «близнецов», метод статистической зависимости (корреляции) между свойствами психики. Идея использования тестов для определения индивидуальных различий.
И.М. Сеченов (1829-1905): природа всех актов сознательной и бессознательной психики рефлекторна. Рефлекс — не простая пассивная физическая реакция психики на внешнее воздействие, а целостный развивающийся акт организма, согласование движения с чувствованием, выполняющим сигнальную роль. (Рецептор выполняет лишь сигнальную функцию для работы мышц. Сигналы мышечного чувства «обучают» индивида восприятию пространственно-временных свойств среды и основам элементарных свойств мышления. Далее в процессе жизни возникают высшие формы познания.) Основы для ввода понятия «обратной связи» как регулятора поведения (саморегуляция).
X. Джексон (1835-1911): у человека различным психическим функциям соответствуют различные структуры головного мозга.