Становление психологии как самостоятельной науки

В этом периоде можно выделить две стадии: формирования парадигм и кризиса психологического знания. Понятие парадигмы введено историком Т. Куном (США) как система научных теорий, концепций, методов, которой придерживаются ученые данной сферы в данный период в своей исследовательской практике.

Стадия формирования парадигм (середина XIX в. - первое десятилетие XX в.) породила парадигмы, авторы которых не сходят со страниц психологической литературы до сих пор.

В. Вундт (1832-1920): парадигма общенаучного экспериментального метода. Изучение простейших психических процессов должно вестись на основе лабораторного эксперимента путем выделения в сознании отдельных элементов и изучения взаимосвязи между ними. Основной предмет исследования психологии - непосредственный опыт, доступный самонаблюдению. Исследование сложных высших функций (мышление, память, воля, речь, воображение) должно вестись культурно-историческими методами, принятыми в истории, социологии и антропологии. Создание Института экспериментальной психологии в Лейпциге (1879). Первое научное психологическое общество (1889).

Э. Титченер (1867-1927): парадигма структурной психологии (изучать методом аналитической интроспекции отдельные подструктуры сознания, но не затрагивать их роль в поведении). Метод аналитической интроспекции (в отличие от обычного самонаблюдения) состоит в специфической способности описывать факты сознания как таковые, игнорируя внешние предметы, представленные этим сознанием (формируется специальной тренировкой).

О. Кюльпе (1862-1915): парадигма ретроспективной интроспекции. Интроспекция не должна состоять в синхронной отчетности о действии текущих непосредственных раздражителей. Если ее отделить промежутком времени от переживания, то представится возможность изучить сложные процессы мышления.

В. Дильтей (1833-1911), Э. Шпрангер (1866-1940): парадигма понимающей психологии. Психология - наука о духе, а не о природе. Предмет ее изучения не закономерности психической жизни, а субъективно переживаемое понимание этой жизни. Соответственно и ее инструментом должен быть не эксперимент, а «понимание», проникновение в изучаемое явление.

3. Фрейд (1856-1936): парадигма психоанализа. Вместо интроспекции следует использовать анализ свободных ассоциаций, оговорок, толкование пересказов сновидений, особенностей забывания. Интерпретация этих подсознательных явлений ведет к познанию глубинных неосознаваемых явлений психики индивида.

Л. Адлер (1870-1937): парадигма индивидуальной психологии. Поведение обусловлено целью. Источник активности индивида - в стремлении к превосходству, успеху, совершенству, сотрудничеству с другими. Между сознанием и бессознательным антагонизма нет.

Э. Торндайк (1874-1949): парадигма научения. Научение животных и людей подчиняется одним и тем же законам формирования своего поведения методом проб, ошибок и случайного успеха.

Дж. Уотсон (1878-1958): поведенческая парадигма. Психологию должны интересовать лишь наблюдаемые и измеряемые реакции организмов на входные воздействия. Вместо интроспекции - объективные экспериментальные методы.

К. Левин (1890-1947): парадигма динамической психологии. Поведение находится в состоянии динамического равновесия при условии соответствия потребностей индивида и среды. Потребность не является биологически предопределенной. Любые элементы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, могут приобретать для него мотивационную силу.

Стадия кризиса психологического знания (нач. XX в.) - это не общий кризис психологии, а болезнь ее роста как науки. Недуг выразился в появлении огромного числа противоречивых и несовместимых друг с другом парадигм. Жизнь показывает, что попытки «примирить» сторонников различных парадигм тщетны. Более того, процесс рождения новых парадигм не иссяк. Уже в процессе кризисного состояния появились частные психологические теории, многие из которых несовместимы между собой:

• трансперсональная психология С. Грофа, В. Уилберга и др.;

• психогенетический подход Ч. Тойча;

• аналитическая теория К. Юнга (1875-1961);

• генетическая психология Ж. Пиаже (1896-1980);

• когнитивная психология Д. Келли (1905-1966), С. Стернберга (1900-1970), Д. Брунера (1898-1973) и др.;

• культурно-историческая теория Л. С. Выготского (1986-1934);

• гештальтпсихология В. Келлера (1887-1967), К. Коффки (1890-1969), М. Вертгеймера (1889-1943) и др.;

• необихевиоризм Э. Толмена (1886-1959), А. Макгвайра (1912-1992), Б. Скиннера(1909-1989), Д. Роттера(1920) и др.;

• гуманистическая психология А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Олпорта (1897-1967);

• неофрейдизм А. Адлера, Э. Фромма (1900-1980) и др.;

• трансактный анализ Э. Берна (1902-1970);

• психология установки Д. Н. Узнадзе (1886-1950);

• различные варианты теорий деятельности С. Л. Рубинштейна (1889-1960), А. Н. Леонтьева (1903-1979).

Под зорким оком критики со стороны многих психологов, медиков и философов возникли и развиваются совершенно «странные» психологические парадигмы, такие, например, как парапсихологическая и виртуальная. Их «экзотический» вклад в психологию ограничивается пока лишь практикой, результаты которой не всегда удается повторить. И тем не менее, психологическая наука не должна проходить мимо необычных феноменов хотя бы даже по той причине, что они волнуют многих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: