Хозяйство. Восточная Сибирь — один из самых малозаселенных районов России

Население

Восточная Сибирь — один из самых малозаселенных районов России. Численность населения (1996 г.) составляет 9,1 млн. человек, средняя плотность — 2 человека на 1 км2, а в Эвенкийском и Таймырском автономных округах этот показатель составляет всего 0,003—0,006 человека.

Население живет на юге, в основном в полосе, прилегающей к Транссибирской железной дороге, у линии БАМ и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. Большая часть населения сосредоточена в Красноярском крае и Иркутской области. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, размещено "очагами" — по долинам рек и в межгорных котловинах.

Большинство населения — русские. Кроме них живут буряты, тувинцы, хакасы, на севере — ненцы и эвенки (в основном проживающие в территории своих национально-территориальных образований — в республиках и автономных округах).

Преобладает городское население (71%), так как большая часть территории из-за природных условий неблагоприятна для проживания и развития сельского хозяйства. Наиболее крупные города — Красноярск, Иркутск, Улан-Уде.

Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электроэнергетика, цветная металлургия, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.

Стержень современного хозяйства Восточной Сибири — электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе — Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Норильская и Иркутская ТЭЦ. Ряд крупнейших ГРЭС намечается еще построить на углях Канско-Ачинского бассейна, который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали (от Канска до Ачинска). Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах — открытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для производства электроэнергии на крупных тепловых электростанциях, чем транспортировать на большие расстояния (КАТЭК — Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).

Также Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стране гидроэлектростанциями, построенными на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушенская мощностью свыше 6 млн кВт); на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая разнообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоемкие производства (цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность).

Например, предприятия по выплавке алюминия (Шелехово, Братск, Красноярск, Саяногорск). Сырье — местные нефелины. Комплексная их переработка с попутным получением цемента и соды делает производство алюминия в Восточной Сибири самым дешевым. Саянский и Братский алюминиевые заводы являются крупнейшими в мире.

Также в районе добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово-цинковые руды. В некоторых районах на месте добычи создаются комбинаты. Например, Норильский медно-никелевый комбинат (на севере — за Полярным кругом), где попутно с выплавкой многих металлов производят химические продукты и стройматериалы.

Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность представлена предприятиями в городах: Ачинск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Зима и др. Там получили развитие переработка нефти (на пути нефтепровода из Западной Сибири — НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито производство синтетического аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, производстве синтетического каучука и волокон, шин, полимеров и минеральных удобрений. Химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую электроэнергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки Восточной Сибири, так как многие производства водоемкие.

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее — по Северному морскому пути, а также — к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны.

За северным Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Красноярске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р. Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо однако отметить, что предприятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.

Машиностроение обслуживает в основном потребности региона. Крупными предприятиями машиностроительного комплекса являются заводы в Красноярске ("Сибтяжмаш", комбайновый и завод тяжелых экскаваторов); в Иркутске (завод тяжелого машиностроения). В Чите представлена автосборка.

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство развито в основном на юге района. Животноводство специализируется на производстве мяса и шерсти, так как две трети сельскохозяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве.

Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым культурам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и овощеводство На севере, в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге — охотой.

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика — отрасль специализации промышленности района. Здесь работают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие местные топливные и гидроэнергетические ресурсы. ТЭЦ Норильска работала ранее на угле, а теперь работает на природном газе из Западной Сибири, который подается по газопроводу от месторождения в 150 км от Дудинки.

Электростанции района объединены линиями электропередачи и подключены к энергосистеме Западной Сибири.

На территории района, в Иркутской области, открыто новое газоконденсатное месторождение — Ковыктинское (доказанные запасы (по оценкам) — 869 млрд. м3 газа и 58 млн. т — конденсата).

В 1997 г. подписано соглашение об экспорте газа из этого месторождения в Китай по газопроводу (проект разрабатывается с 1994 г.). Предполагаемая трасса газопровода пройдет параллельно железнодорожной магистрали Улан-Удэ—Улан-Батор— Пекин (длина 3364 км), затем до порта Жичжао (Китай), а далее — по дну Желтого моря в южно-корейский город Самхс (а затем в сжиженном виде газ будет закачиваться в танкеры и отправляться в Японию и на Тайвань).

Транспорт. Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью — самая низкая в стране.

Лишь на юге Восточно-Сибирского района проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и XX вв. (Челябинск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Улан-Удэ— Чита—Владивосток). В 80-е годы была построена Байкало-Амурская магистраль (общая ее протяженность — более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобайкальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольске-на-Амуре (на Дальнем Востоке).

Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тай-шет—Братск—Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре—Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану.

На севере района есть небольшая электрифицированная железная дорога, которая связала Норильск с портом Дудинка.

Крупнейшей транспортной артерией является река Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному морскому пути осуществляется даже зимой. Летом с помощью ледоколов проводятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка — лесоэкспортные порты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: