Методический инструментарии психологии

Таблица 2.1.

Общая характеристика психологических методов и методик

Метод - это способ решения психологической задачи или непротиворечивая совокупность приемов и операций изучения психических явлений. Разработка новых и совершенствование существующих методов происходит «под знаменем» методологии, используемой в психологии в данный период. Методы представляют собой более динамичный элемент общего инструментария получения психологического знания. Их появление обычно связано с возникновением новой задачи, решение которой затруднено существующими приемами и способами.

Наиболее общие требования к методам психологии:

• объективность результатов исследуемых психических соотношений;

• учет возможностей инструментария, используемого смежными науками, но не механическая подмена ими психологических методов;

• безопасность применения относительно психики испытуемых;

• экспериментально-реконструктивный характер (проверка выдвигаемых гипотез осуществляется на экспериментальной основе, а реконструктивность обеспечивает изучение психических свойств одних объектов через эмпирическую оценку других).

Методика исследования — это относительно ограниченный набор конкретных приемов, предназначенных для детального (наиболее «прицельного») изучения той или иной стороны психологического объекта. Методика разрабатывается обычно в рамках какого-либо метода исследования.

Примеры методик;

• методики изучения и оценки особенностей памяти: «Память на числа», «Слуховая память», «Память на образы»;

• методики изучения и оценки особенностей внимания:

«Перепутанные линии», «Красно-черная таблица», «Числовой квадрат».

Классификация методов осуществляется по критериям (табл. 2.1):

• цель исследования (дисквалификационные, воздействия на личность, судебно-психологической экспертизы, коррекционные, оптимизации и др. методы);

• форма получаемых результатов (качественные и количественные);

• природа объекта, на котором производится исследование (естественные, искусственные);

• используемый инструментарий (математические, структурно-логические, алгоритмические и др.);

• временные параметры (срезовые, сравнительные, лонгитюдные и др.);

• стратегия исследования (биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос и др.);

• уровень сложности как число привлекаемых методических средств и степень их взаимосвязи (простые, комплексные, системные). Сущность некоторых методов рассмотрена далее.

Критерии классификации Методы
Цель исследования Коррекционные, верификационные, диагностические, оптимизации, судебно-психологической экспертизы и др.
Форма получаемых результатов Качественные, количественные
Природа исследуемого объекта Натуральные (естественные) и искусственные
Используемый инструментарии Математические, алгоритмические, экспериментальные, тестирование, моделирование и др.
Временные параметры Лонгитюдные, срезовые, сравнительные и др.
Стратегия исследования Биографические, психодиагностические, наблюдение, опрос и др.
Уровень сложности Простые, комплексные, системные

Тестирование представлено в психологии большим количеством тест-процедур.

• По форме решаемых испытуемым диагностических задач различают следующие виды тестов:

самооценочные (испытуемому предлагается самому оценить свои индивидуально-личностные характеристики по представленным стандартным вопросам и сделать некоторые несложные выводы);

диагностические (роль испытуемого ограничена лишь выполнением тестового задания без его психологической интерпретации);

проективные (испытуемому предлагается задание, которое допускает неоднозначное решение, обусловленное осознанными или бессознательными доминирующими потребностями, пристрастностью и системой ценности личности);

тест-задачи (испытуемый решает конкретную задачу, выявляющую наличие той или иной психологической характеристики).

• По виду диагностических средств тесты могут подразделяться на бланковые и аппаратурные.

Бланковые тесты предоставляются испытуемым в виде списка вопросов или утверждений и бланков для занесения ответов.

Аппаратурные тесты заложены в программы работ специальных устройств, выполненных на самой различной основе (на электронных, механических, световодных устройствах). Примеры тест-аппаратов:

«полиграф, или «детектор лжи» (используется, например, в следственной работе для выяснения уровня искренности ответов подозреваемого или свидетелей);

«аппаратура регистрации движения глаз (также может использоваться для оценки доверия к показаниям человека, проходящего по судебному делу);

«компьютерные технологии (здесь следует учесть, что достоверность результатов может быть снижена из-за отсутствия навыков работы испытуемого с компьютером).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: