double arrow

Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии

Тема 18. Особенности развития психологии в России в ХХв

Тема 17. Трансперсональная психология

Тема 16. Когнитивная психология

Когнитивная психология как направление, базирующееся на «компьютерной метафоре». Влияние на нее психофизики, гештальтпсихологии, необихевиоризма, теорий мыслительных операций. Представление о психике как системе переработки информации. Модели внимания, восприятия, памяти, мышления в когнитивной психологии. (У.Найссер, Дж.Миллер, Дж.Брунер, Д.Бродбент, Д.Линдсей, Д.Миллер и др.)

Теория личностных конструктов Дж.Келли.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 16.

1. Основные источники, повлиявшие на становление когнитивной психологии.

Основная литература: 1, 2, 4

Социально-политические условия возникновения трансперсональной психологии в США. Трансперсональная психология и гуманистическая психология. Движение за развитие человеческого потенциала и обращение к особым состояниям сознания. Холотропная парадигма С.Грофа: теоретические и практические аспекты.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 17.

1. Основные источники, повлиявшие на становление трансперсональной психологии.

Основная литература: 1, 2, 4

Общая характеристика русской психологии в конце XIX и начале XX в. (дооктябрьский период). Основные направления психологической мысли: естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое. Организационное развитие психологии. Деятельность психологических обществ. Психологические и психофизиологические лаборатории. «Университетская психология». Н.Я.Грот как теоретик и организатор науки. А.И.Введенский как теоретик и организатор науки. Г.И.Челпанов как теоретик и организатор науки; деятельность Психологического института. Н.Н.Ланге как методолог и психолог. Общий очерк деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в дореволюционный период (подробнее их деятельность, равно как и творчество ряда других психологов, начавших свой путь до революции, рассмотрен в специальных разделах. См. ниже).

Октябрьская революция и ее влияние на развитие русской психологии. Проблемы перестройки психологии на базе марксизма. Проблемы реформы науки в трудах П.П.Блонского 20-х гг. Судьба основных направлений российской психологической мысли в послереволюционный период. К.Н.Корнилов и программа перестройки психологии на основе марксизма. Реорганизация деятельности Психологического института. Формирование основных школ отечественной психологии в 20-30 гг. (Школа Л.С.Выготского, школа С.Л.Рубинштейна, Санкт-Петербургская психологическая школа.. Теория установки.). Психоанализ в России, особенности его развития. Педология и ее судьба в России. Судьбы психологии и психологов в период репрессий 30-х гг. Психология в годы Великой Отечественной войны. Психология в послевоенные годы. Судьбы психологов в период репрессий конца сороковых – начала пятидесятых годов. Основные направления отечественной психологии в 50-е - 70-е гг. А.А.Смирнов, его роль в отечественной психологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 18.

1. Основные этапы развития отечественной психологии в ХХ в.

2. Историческое изменение основного предмета отечественной психологии.

Основная литература: 2, 5

Дополнительная литература: 7, 12

Очерк жизни и творчества Г.И.Челпанова. Г.И.Челпанов как философ и психолог. Деятельность Г.И.Челпанова как организатора науки. Создание Психологического института и основные направления его деятельности в период руководства Г.И.Челпанова.

Г.Г.Шпет как философ и психолог, его сотрудничество с Г.И.Челпановым. Особенности феноменологического учения Г.Г.Шпета. Основы этнопсихологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 19.

1. Философско-психологические дискуссии периода становления советской психологии.

Основная литература: 2

Дополнительная литература: 12


Сейчас читают про: