Методологические подходы, принципы и категории психологии

В рамках методологии психологической науки необходимо различать понятия «подход» и «принцип».

Подход - это совокупность приемов и средств решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например:

диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;

системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);

личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;

вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;

номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;

идеографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека.

Принцип - это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе онтогенеза. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):

• элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой;

• редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности;

• холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям.

Подходы и принципы, составляющие наиболее общую теоретическую базу психологии, относятся к ее общеметодологическим основам (например, диалектический и системный подходы, принципы детерминизма, развития и др.).

Специальную методологическую основу психологии образуют подходы, принципы и методы, учитывающие узконаправленную специфику ее исследований (например, личностный подход, принцип активного оператора, единства сознания и деятельности, приоритета человеческого фактора, характерологического разнообразия людей и др.).

Категории - это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной психики и познания. Важнейшими категориями психологии являются «деятельность», «отражение», «личность», «общение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: