Лекція 7

Задание 4.

Жалоба

Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.

1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.

Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
– Вот если б получить мне «пять».

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.

1. В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].

2. (На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.

Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.

Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.

ПРИМЕР 6

Игра «Переводчик»

Тема: «Имена существительные общего рода».

Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) – еще очко. Например:

1) Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку …(С. Михалков).

2) Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).

3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).

4) Необразованный, малосведущий человек (невежда).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов).

В настоящее время существует большое количество игр, кроме рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные компоненты игровой технологии и поясните их суть.

2. Как компоненты игровой технологии соотносятся с ее структурными элементами?

3. Что мы называем игровыми правилами и игровыми действиями?

4. Какие типы игр вы посоветовали бы использовать на уроках русского языка в 5–7-х классах? В 8–9-х? А в 10–11-х?

5. В чем особенность учебно-ролевых и дидактических игр?

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу, 2001. 32 с.

2. Жулий Т.Б., Теплицкая О.Н. Сказки и были… Лингвистические миниатюры. Луганск: ООО «Альманах», 1995. 120 с.

3. Загадки-шарадки. И не только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. Волгоград: Учитель, 2008. 110 с.

4. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004. 157 с.

5. Кулинич Г.С. Географические игры в обучении и воспитании школьников: В помощь учителю географии / Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Отв. за вып. И.В. Берельковский. Горький: Горьк. гос. пед. ин-т им. М.Горького, 1990. 84 с.

6. Русский язык. Литература. 5–11-е классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / авт.-сост. Е.М. Мордас. Волгоград: Учитель, 2009. 83 с.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. М.: Педагогика, 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: