Задание 4.
Жалоба
Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.
Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
– Вот если б получить мне «пять».
|
|
Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.
1. В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].
2. (На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.
Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.
Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.
ПРИМЕР 6
Игра «Переводчик»
Тема: «Имена существительные общего рода».
Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) – еще очко. Например:
1) Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).
Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку …(С. Михалков).
2) Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).
3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).
4) Необразованный, малосведущий человек (невежда).
Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов).
В настоящее время существует большое количество игр, кроме рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите основные компоненты игровой технологии и поясните их суть.
2. Как компоненты игровой технологии соотносятся с ее структурными элементами?
3. Что мы называем игровыми правилами и игровыми действиями?
4. Какие типы игр вы посоветовали бы использовать на уроках русского языка в 5–7-х классах? В 8–9-х? А в 10–11-х?
5. В чем особенность учебно-ролевых и дидактических игр?
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу, 2001. 32 с.
2. Жулий Т.Б., Теплицкая О.Н. Сказки и были… Лингвистические миниатюры. Луганск: ООО «Альманах», 1995. 120 с.
3. Загадки-шарадки. И не только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. Волгоград: Учитель, 2008. 110 с.
4. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004. 157 с.
5. Кулинич Г.С. Географические игры в обучении и воспитании школьников: В помощь учителю географии / Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Отв. за вып. И.В. Берельковский. Горький: Горьк. гос. пед. ин-т им. М.Горького, 1990. 84 с.
6. Русский язык. Литература. 5–11-е классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / авт.-сост. Е.М. Мордас. Волгоград: Учитель, 2009. 83 с.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. М.: Педагогика, 1979.