Введение. 1. Бавтуто Г. А. и др. Атлас по анатомии растений

Курс лекций

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Бавтуто Г. А. и др. Атлас по анатомии растений. Мн.: Ураджай, 2001. 146 с.

2. Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А. Краткая история ботаники. М.: Наука, 1968. С. 7–26, 48–65, 130–156, 225–233.

3. Баранова М. А. Принципы сравнительно-стоматографического изучения цветковых растений. Л.: Наука, 1990. 68 с.

4. Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1978; 2-е изд., 1988. 480 с.

5. Волгін С. О., Прокопів А. I. Морфологiя i анатомiя вищих рослин. Ч. 1. Клiтина рослин. Львiв: Выд. центр ЛНУ iм. Iвана Франка, 2001. 110 с.

6. История биологии с начала ХХ века до наших дней. М.: Наука, 1975. С. 52–61.

7. Жизнь растений: В 6 т./ Под ред. чл.-кор. АН СССР А. А. Федорова. М.: Просвещение, 1974–1982. Т. 1–6.

8. Жмылев П. Ю. Алексеев Ю. Е., Карпухина Е. А., Баландин С. А. Биоморфология растений. М., 2002. 239 с.

9. Имс А. Морфология цветковых растений. М.: Мир, 1964.

10. Курсанов Л. И. и др. Ботаника. Т. 1. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1966. 424 с.

11. Лотова Л. И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эдиторная УРСС, 2000. 526 с.

12. Мейер Н. Р. О развитии оболочек пыльцевого зерна покрытосеменных растений. // Морфология цветковых растений. М.: Наука, 1971. С. 85–94.

13. Мейер К. И. Морфогения высших растений. М.: Изд-во МГУ, 1958. 254 с.

14. Мирославов Е. А. Структура и функции эпидермиса листа покрытосеменных растений. Л.: Наука, 1974, 120 с.

15. Полевой В. В., Саламатова Т. С. Физиология роста и развития растений. Л.: Изд-во Ленин. ун-та, 1991, 239 с.

16. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 2. М.: Мир, 1990. С. 308, 321.

17. Ригер Р., Михаэлис Л. Генетический и цитогенетический словарь. М.: Изд-во Ин. лит. 1967. с. 438.

18. Серебряков К. К. Очерки по истории ботаники. М.: Учпедгиз, 1941. 247 с.

19. Тахтаджян А.Л. Морфологическая эволюция покрытосеменных. М.: Изд-во Московского общества испытания природы, 1948. 301 с.

20. Тахтаджян А. Л. Вопросы эволюционной морфологии растений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1954. 214 с.

21. Тахтаджян А. Л. Основы эволюционной морфологии покрытосеменных. М.; Л.: Наука, 1964. 236 с.

22. Тутаюк В. Х. Анатомия и морфология растений. М.: Высшая школа, 1980. 317 с.

23. Федоров А. А., Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. В 4 т. М.: Наука, 1956–1979. Т.1–4.

24. Щербакова А. А., Базилевская Н. А., Калмыков К.Ф. История ботаники в России (1861–1917 гг.) Новосибирск: Наука, 1983. С. 88–122, 123–138.

25. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т.1. М.: Мир, 1980. 218 с. Т.2. М.: Мир, 1980. 229 с.

26. Юсуфов А. Г., Магомедова М. А. История и методология биологии. М.: Высшая школа, 2003. 238 с.

27. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника. С.–Пб.: Изд-во СПХФА, 2001. 648 с.

[194861]

[194862]

[194863]

[194864]

Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

Для музееведения характерно использование разнообразных исследовательских приемов, одни из которых полностью, а другие частично совпадают с методами других наук. В историческом музееведении применяются методы исторической науки и ее вспомогательных дисциплин, а также методы искусствоведения. В процессе исследования музейных предметов широко употребляются методы археологии, палеографии, этнографии, нумизматики, сфрагистики, литературоведения и искусствоведения. В ходе реставрации и консервации музейных предметов используются методы естественных наук, например, рентгенография, спектрография. Методы педагогики и психологии находят применение при создании экспозиции и выставок, в различных формах культурно-образовательной деятельности, при изучении музейной аудитории.

В музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы:

История и историография исследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки.

Теория состоит из четырех составных элементов.

1. Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев; разрабатывает научные основы всех специфических музейных видов деятельности.

2. Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание.

3. Теория тезаврирования (от греч. thesauros — сокровище; запас) — это теория научно-фондовой работы; она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержащейся в них информации, то есть с исследованием музейных предметов, их учетом и сохранением.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций. Прикладное музееведение включает в себя три раздела.

1. Научная методика охватывает все формы музейной деятельности. Существуют общие и специальные методические исследования. Общие методики относятся ко всей совокупности музеев. Таковы, например, методические принципы построения экспозиции как особой формы музейной коммуникации, принципы хранения музейных фондов, принципы экскурсионной работы. Специальные методики исходят из общей научной методики, но ориентированы на музеи конкретного типа и профиля.

2. Техника музейной работы исходит из научных методик и занимается проблемами, связанными с проектированием музейных зданий, техникой экспонирования различных типов музейных материалов, техническими средствами передачи информации, техникой исследования физического состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией.

3. Организация музейного дела и управление музейной деятельность ю связаны с вопросами менеджмента и маркетинга.

Для современного этапа развития науки характерно проявление двух тенденций — интеграции знания и его дифференциации. Это влечет за собой появление новых наук, одни из которых возникают на стыке ранее существовавших, другие начинают исследовать неизвестные ранее закономерности. При этом целый ряд дисциплин находятся на грани пересечения естественных и общественных наук, например, география, кибернетика, этническая антропология, этноботаника.

По многозначности своего предмета музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. В то же время есть все основания отнести музееведение к общественным наукам, поскольку предметом его исследования являются закономерности, связанные с процессами познания и передачи информации посредством музейных предметов, с функционированием музея как социокультурного института.

В связи с тем, что музееведение обладает междисциплинарными чертами, его связи с другими науками носят характер интеграции. Иными словами, элементы различных дисциплин и специфически музейные элементы, соединяясь, создают новое качество. В ходе этого взаимодействия музееведение для решения задач своего предмета заимствует в преобразованном виде элементы языка и методов соответствующих дисциплин. Взаимодействуют в музееведении, прежде всего профильные дисциплины, а также педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение.

Музееведение — это формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: