double arrow

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

Автор теории - Т. Ньюком. Основные положения теории изложены в работе «Подход к исследованию коммуникативных актов» (1953).

Центральный тезис теории заключается в следующем. Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снять возникший дисбаланс. Возникает необходимость менять либо отношение к объекту, либо к человеку.

В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (или в их отношении к третьему лицу), но не позволяют определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов. Кроме того, рассматриваемые теории предусматривают взаимодействие в триаде, а групповые процессы остаются за рамками изучения. Для иллюстрации положения приводится следующий пример: бизнесмен (А), который хорошо относится к жене (В), хочет купить лодку (X). Жена против этой покупки. Возможны следующие варианты выхода из ситуации:

Бизнесмен меняет отношение Жена соглашается с Бизнесмен меняет

к покупке лодки: мнением мужа о покупке: отношение к жене, но не

отказывается от покупки

Рис. 13

А А А

           
     


ALB AnLX ALB ALX AnLВ ALX

В Х В Х В Х

BnLX BLX BnLX

Когнитивный подход подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности; б) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание (cognition); в) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации.

С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего знания. То есть тенденция к «перцептивной интеграции» (соединения нового и старого знания) реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитивной организации. Причем при построении человеком образа какого-нибудь объекта идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах.

Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались 7 прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: «теплый» и «холодный». Затем участникам групп было предложено 18 черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов «теплый» или «холодный». Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в целом определенную тенденцию объединения воспринимаемых характеристик в организованную смысловую систему.

В другом эксперименте был выявлен феномен «социальной поддержки», когда в конфликтной для испытуемого ситуации высказывание только одного суждения в его поддержку резко повышало его устойчивость в отстаивании своего мнения.

В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее: а) главным источником данных и детерминирующим фактором человеческого поведения являются когнитивные процессы и образования (знание, понимание, суждения и т.п.); б) исходя из понимания поведения и познания человека как целостных (молярных) процессов ориентированы общие схемы исследования данных явлений; в) качественная интерпретация диссонантных состояний и прогноз поведения индивида в большинстве случаев трактуется с опорой на психологию людей, выступающую одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых.

26. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером («Теория когнитивного диссонанса» (1957), рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как: а) консонанс - согласованность в его когнитивной структуре;б) диссонанс - переживание противоречия между знанием и поведением, между двумя когнициями (элементами когнитивной структуры.) При этом существуют когниции двух типов - относящиеся к среде и относящиеся к поведению.

Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.

Источниками диссонанса могут выступать: 1) логическая непоследовательность, то есть логическая противоречивость двух суждений; 2) несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения; 3) несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений; 4) несоответствие прошлому опыту.

Последствия диссонанса: а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса; б) личность избегает информации, способствующей росту диссонанса. Л. Фестингер пытался измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как «функцию от важности (или значимости) элементов для индивида». Общая величина диссонанса будет зависеть от «весовых коэффициентов» когнитивных элементов, подвергающихся сравнению.

Кроме того, на величину диссонанса могут влиять следующие обстоятельства: а) важность принятого решения; б) степень привлекательности отвергнутой альтернативы; в) однородность ситуаций (объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одному и тому же классу вызывает меньший диссонанс).

Один из «защитных механизмов» в снижении диссонанса - стремление человека «рационализировать» свое решение, оправдать сделанный выбор. Меньшую объективность и большую пристрастность в рассмотрении альтернатив после принятия решения Л. Фестингер трактует как «рационализацию» решения.

Способами уменьшения диссонанса являются:

- изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение. В данном случае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека и, скорее всего - изменения его последующего поведения; - изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению, так как они выступают диссонирующим фактором); - добавления в когнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется «селективной экспозицией».

В дальнейшем в русле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты возникновения когнитивного диссонанса:

ü диссонанс как следствие согласия солгать;

ü диссонанс как следствие преодоления соблазна;

ü диссонанс как следствие агрессии;

ü диссонанс как следствие непредвиденных негативных последствий выбора;

ü диссонанс как следствие напрасных усилий.

Теория когнитивного диссонанса, обратившая внимание на ряд интересных закономерностей и стимулировавшая дальнейшие исследования в области психологического анализа конфликта и объяснения мотивации человеческого поведения, тем не менее, имеет и ряд недостатков. Так, например, анализ мотивирующих человеческое поведение факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных элементов. Не учитывается роль бессознательного, так как человек не всегда может однозначно определить, какие именно когнитивные элементы вызывают диссонанс. Кроме того, одни и те же факты могут по-разному оцениваться человеком в зависимости от контекста, от конкретной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: