В 70-е гг. появляется понятие «транснациональная компания». Однако в настоящее время среди исследователей нет единого понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, транснациональными корпорациями.
Международные корпорации – корпорации, производственная и торговая деятельность которых вынесена за пределы национального государства, на базе которой сформировано международное производство.
МК представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.
Различают две формы международных корпораций:
§ транснациональные (однонациональные) – компании, у которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру («Макдональдс»);
§ многонациональными (МНК) – компании, ядро которых образует капитал двух, трех и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах (англо-голланд. нефтеперераб-щая компания «Шелл», пищевая «Юнилевер», «Нестле», «Дженерал Моторс»).
Отметим, что деление международных корпораций на ТНК и МНК несколько условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности.
Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:
• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
• оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;
• отдельные единицы которой связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить
знания, ресурсы и ответственность с другими.
В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.
Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:
— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд долл.);
— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у Роял Датчшелл», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);
— доля зарубежных активов не менее 25%;
— филиалы имеются не менее, чем в 6 странах.
Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования.
Структура ТНК
Они состоят из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов.
Головная компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции входит принятие решения о слиянии и поглощении, формирование долгосрочной инвестиционной, производственной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом, контроль над финансами и НИОКР.
Основные организационные формы зарубежных филиалов:
· ассоциированная компания, в которой головная компания владеет не менее 10%, но не более 50% акций,
· дочерняя компания, где головная компания имеет право решающего голоса – владеет более половины акций
· отделения – предприятия, полностью принадлежащего головной компании.
Таким образом, организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации + дочерние компании.
Страна базирования - Принимающая страна
Основные мотивы возникновения международных корпораций:
- обеспечение конкурентных преимуществ фирме на будущее,
- экономии на издержках производства в связи с расширением масштабов,
- расширение рынков сбыта,
- получение доступа к дешевым ресурсам,
- приобретение собственности.
В основе стратегии ТНК выступает мировой подход, предусматривающий сокращение транснациональных издержек. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные (трансфертные) цены.
Источники эффективности деятельности ТНК (по сравнению с национальными компаниями)
· Использование преимуществ владения природными ресурсами, капиталом и знаниями, НИОКР перед национальными фирмами.
· Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического развития, цен на ресурсы и социально-политических факторов.
· Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК
· Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах
· Рациональная оргстуктура ТНК
· Опыт международного менеджмента