Понятие и сущность международных корпораций

В 70-е гг. появляется понятие «транснациональная компания». Однако в настоящее время среди исследователей нет единого понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, транснациональными корпорациями.

Международные корпорации – корпорации, производственная и торговая деятельность которых вынесена за пределы национального государства, на базе которой сформировано международное производство.

МК пред­ставляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятель­ности, построенные по принципу централизованного пла­нирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестиро­вания капитала, обмена технологиями, производственно­го и научно-технического сотрудничества, миграции ра­бочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во все­мирном разделении труда.

Различают две формы международных корпораций:

§ транснациональные (однонациональные) – компании, у которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру («Макдональдс»);

§ многонациональными (МНК) – компании, ядро которых образует капитал двух, трех и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах (англо-голланд. нефтеперераб-щая компания «Шелл», пищевая «Юнилевер», «Нестле», «Дженерал Моторс»).

Отметим, что деление международных корпораций на ТНК и МНК несколько условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности.

Существует несколько вариантов определения между­народных корпораций. Комиссия ООН по транснаци­ональным корпорациям, рассматривает международ­ную корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы принятия реше­ний, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• отдельные единицы которой связаны посредством соб­ственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное вли­яние на деятельность других и, в частности, делить
знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международными корпора­циями понимают лишь действительно крупные ком­пании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он соста­вил 168 млрд долл.);

— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у Роял Датчшелл», заняв­шей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);

— доля зарубежных активов не менее 25%;

— филиалы имеются не менее, чем в 6 странах.

Таким образом, главным качественным признаком меж­дународных корпораций является процесс прямого зару­бежного инвестирования.

Структура ТНК

Они состоят из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов.

Головная компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции входит принятие решения о слиянии и поглощении, формирование долгосрочной инвестиционной, производственной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом, контроль над финансами и НИОКР.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

· ассоциированная компания, в которой головная компания владеет не менее 10%, но не более 50% акций,

· дочерняя компания, где головная компания имеет право решающего голоса – владеет более половины акций

· отделения – предприятия, полностью принадлежащего головной компании.

Таким образом, организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации + дочерние компании.

Страна базирования - Принимающая страна

Основные мотивы возникновения международных корпораций:

- обеспечение конкурентных преимуществ фирме на будущее,

- экономии на издержках производства в связи с расширением масштабов,

- расширение рынков сбыта,

- получение доступа к дешевым ресурсам,

- приобретение собственности.

В основе стратегии ТНК выступает мировой подход, предусматривающий сокращение транснациональных издержек. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные (трансфертные) цены.

Источники эффективности деятельности ТНК (по сравнению с национальными компаниями)

· Использование преимуществ владения природными ресурсами, капиталом и знаниями, НИОКР перед национальными фирмами.

· Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического развития, цен на ресурсы и социально-политических факторов.

· Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК

· Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах

· Рациональная оргстуктура ТНК

· Опыт международного менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow