Теория базовых и инструментальных ценностей Рокича
Среди других ценностных теорий культуры подход Рокича (1973 г.) привлекает тем, что он делит все ценности на так называемые базовые и инструментальные.
При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых собственно живет и действует человек. Инструментальные же ценности имеют значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.
Для международного менеджера существенно, что набор базовых и инструментальных ценностей меняется от страны к стране,
В западной христианской культуре Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Базовые ценности | Инструментальные ценности | ||
Жизненный комфорт | Удовольствие | Амбициозность | Великодушие |
Зрелая любовь | Мудрость | Логичность | Широта взглядов |
Социальное признание | Спасение (христ. понимание) | Способности | Влюбленность |
Чувство завершенности | Захватывающая жизнь | Готовность подчиняться | Честность |
Красота в мире | Мир в мире | Готовность помочь | Веселость, бодрость |
Свобода | Самоуважение | Воображение | Вежливость |
Настоящая дружба | Счастье | Чистоплотность | Независимость |
Внутренняя гармония | Равенство | Ответственность | Мужество |
Безопасность семьи | Национальная безопасность | Интеллектуальность | самоконтроль |
К базовым ценностям он отнес, например, личную безопасность, жизненный комфорт, равенство, семью, дружбу, а к инструментальным: стремление к карьере, эффективность, логичность.
|
|
Понятно, что стоит поменять местами базисные и инструментальные ценности как поведение индивидуума может существенным образом измениться.
Исследования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью. Естественно, такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека западной культуры.
Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих партнеров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер может умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы.
Помимо этого, теория Рокича явно обогащает взгляд менеджера и на субкультуры. Он более точно понимает, что субкультура зачастую формируется вокруг нескольких вырванных из общего культурного контекста ценностей. При ближайшем рассмотрении культура некогда популярных хиппи была выстроена вокруг абсолютизированной ценности полной человеческой свободы и независимости.
Теория внутреннего содержания личности
|
|
Эта теория была предложена американскими исследователями Г. В. Оллпортом, П. Е. Верноном и К. Линдзи. Ее основное положение заключается в том, что различаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают главные характеристики их поведения.
Было выделено 6 главных типов людей:
• теоретический человек, для которого главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт;
• экономический человек, который ценит больше всего практическое дело,
реальные, экономически ощутимые достижения;
• эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония, ценности искусства и т. д.;
• социальный человек — он видит главные ценности в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям;
• политический человек, главными ценностями для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой;
• религиозный человек, для него основные ценности определяются религией.
Оценивая этот подход, следует признать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зрения, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблется от культуры к культуре.