По мнению Р. Веббера следует различать два аспекта проблемы:
2. отношение работников к процессу труда.
В табл. 3.2. представлена модифицированная модель Р. Веббера.
Таблица 3.2.
Факторы, определяющие конвергенцию и дивергенцию деловых культур
| Дивергентные силы (действуют на человека, сфера межличностных отношений) | Конвергентные силы (действуют в сфере производства, отношение индивида к работе |
| Культурная инерция | Технология |
| Ступень развития общества | Образование |
| Природные ресурсы | Прагматическая философия |
| Демография | Организационные цели и адаптация |
Очевидно, что в сфере межличностных отношений преобладают силы дивергенции, в то время как в аспекте отношения к труду наблюдается тенденция сближения деловых культур.
Дивергентные факторы
На уровне межличностных отношений действует ряд факторов, способствующих дивергенции деловых культур.
1. Культурная инерция - национальная система ценностей может не соответствовать требованиям современной технологии. Это касается как технических стандартов и экономических методов, так и управленческих технологий.
В работе С. Ронена приводится пример неудачи при обучении иранских пилотов из-за культурного шока, обусловленного отсутствием опыта использования современных технических средств в иранском обществе и соответственно невозможностью опираться на накопленные поколениями навыки.
2. Наличие или отсутствие материальных или людских ресурсов также воздействует на специализацию тех или иных стран, способствует или, наоборот, препятствует появлению в них современных технологий. Понятно, что наличие значительных дешевых трудовых ресурсов способствует развитию трудоемких производств и соответствующей деловой культуры. Дефицит трудовых ресурсов повышает ценность работника, заставляет рационализировать производство, в первую очередь с целью повышения производительности труда.
Конвергентные факторы
Технологический прогресс рассматривается многими авторами как ведущая сила, уменьшающая национальные различия. Предполагается, что технология полностью определяет как задачи работников, так и способ их реализации.
Более того, согласно Р. Вебберу, социальная структура общества все в большей степени будет определяться производственной структурой, а необходимость в квалифицированной рабочей силе снижает социальное и экономическое неравенство.
В сторону сближения культур также действует необходимость решать однотипные организационные проблемы. Распространение современных управленческих технологий, в том числе путем «экспорта» менеджеров, снижает воздействие национальных и культурных различий. При определении целей организации и путей их достижения большую роль начинают играть такие моменты, как учет ситуации, организационных особенностей и даже личностный аспект.
Рассмотренные факторы действуют одновременно, давая в каждый момент времени итоговый результат, предопределяемый как интенсивностью воздействия каждого из них, так и своеобразием рассматриваемого общества.
Анализ и оценка приведенных выше теорий культуры приводят к трем основным выводам:
1. Поскольку не существует единой целостной теории культуры, международный менеджер должен быть знакомым с каждой из основных теорий.
2. Теории являются взаимодополняющими.
3. Дальнейшее развитие сравнительного менеджмента должно определить центральный стержень, вокруг которого могут быть эффективно структурированы все основные теории культуры.
1. В чем состоит феномен культуры, и что характерно для сочетания исторических и национальных оснований его развития?
2. Согласны ли исследователи и специалисты в том, что культура базисно влияет на национальные модели менеджмента? И если нет, то каковы оснонвые точки зрения на этот вопрос?
3. Какие основные теоретические подходы выделяются к изучению культуры?
4. В чем особенность подхода Рокича к изучению феномена культуры?
5. Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?






