Субъективная социология

Субъективный подход предполагает одновременно: а) эмоциональное сопереживание исследователя по отношению к исследуемому объекту; б) изучение социальных явлений через призму нравственных оценок и идеалов, использование морально-нормативного и ценностного подходов. При этом субъективная школа практически заимствовала у позитивизма его базовые методологические принципы и учение об эволюции и общественном прогрессе.

П.Л. Лавров (1823 – 1900)

Петр Лаврович Лавров не только переводил труды основоположников, но и развивал собственные Социология – это наука о солидарности между людьми и о солидарных формах взаимодействия в обществе. Солидарность – это совпадение личного и общественного интересов на основе общности привычек, аффектов, интересов и убеждений. Солидарность бывает бессознательная, аффективная и сознательная. Прогресс общества – это рост и скрепление солидарности, переход от стадии к стадии в развитии солидарности. Цель социологии – понять истоки солидарности и ее законы, условия ее упрочения и ослабления.

Поведение и деятельность людей в обществе определяются множеством обстоятельств (природных и социальных). Но главную роль играют внутренние мотивы людей, их идеалы и воля. Поэтому необходимо соединить объективный анализ общественной жизни с субъективно-оценочным подходом к ней. Смысл этого подхода: найти «правду-справедливость» как путь к обществу гармонии интересов всех людей. При этом Лавров сформулировал закон ритмического развития общества: сначала зарождение и укрепление определенных форм культуры, а затем их замена противоположными формами.

История и личность. Содержание истории – это рост критического сознания индивидов. Интеллигенция – это совокупность критически мыслящих личностей, движущая сила истории. Лавров выдвинул тезис о неоплатном долге интеллигенции перед трудовым народом.

Н.К. Михайловский (1842 – 1904)

История общества управляется объективными законами, которые определяют необходимость и смену фаз исторического развития, их смысл и значение. Эти законы ставят пределы для личности, которые ни одна личность не в состоянии переступить. Но внутри этих пределов личность сама ставит цели в истории и двигает к ним события. Поэтому реальное содержание законам истории задает нравственный идеал, которыми руководствуется личность. Следовательно, и социология должна начинаться с построения социального идеала, некой утопии, выступающей ориентиром, точкой отсчета при оценке тех или иных социальных процессов, персонажей и явлений.

Н. Михайловский стремился слить в социологии правду-истину и правду-справедливость. Правда-истина – это научное знание, достигаемое с помощью беспристрастного, объективного наблюдения и изучения. Правда-справедливость – это другой вид знания, зависящий от нравственных установок и оценок социолога. Как видим, общее у Лаврова и Михайловского – почтительное отношение к нравственному идеалу и идея его свободного выбора. Именно идеал выступает в качестве критерия оценки социальных явлений. Различия же были связаны с содержанием этого идеала, с его наполнением.

Н.К. Михайловский выступал за социализм, но понимал его своеобразно, как «торжество личного начала при посредстве начала общественного». Его идеал – община, а главные социальные ценности – свободный труд и свободная личность. Михайловский отстаивал принцип верховенства личности над обществом. И в центре его социологии стоит критерий блага личности. Михайловский сформулировал закон антагонизма между быстро развивающимся и бесконечно усложняющимся обществом и личностью, превращающейся в носителя его частной функции. В результате развития общественного разделения труда крестьяне и рабочие превращаются в односторонне развитых людей, в «палец от ноги общественного организма», в функциональные придатки хозяйственной системы. Преодолеть этот антагонизм можно только путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Цель социологического познания – освободить индивида от разрушительного воздействия социального контроля. При этом Михайловский одним из первых предложил рассматривать личность на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом в их единстве.

Ему же принадлежит и оригинальная трактовка понятия «прогресс» – это постепенное приближение к целостности неделимых, к максимально возможной степени разделения труда между органами человека и минимально возможной дифференциации между людьми. При этом Михайловский отвергал эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера. В обществе решающую роль играют не биологические законы борьбы за существование, а Разум и Этика. Бесспорная заслуга Н. Михайловского – разработка теории толпы.

Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина (1889 – 1968)

В отличие от экономической теории, изучающей экономическую деятельность и соответствующие взаимодействия людей, от политологии, изучающей политические деятельность и взаимодействия, социология, по утверждению П. Сорокина, есть интегральная наука, изучающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обществе во всем многообразии экономической, политической, религиозной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества. Предмет социологии – это общественная жизнь людей и ее процессы, которые могут быть разложены на элементарные явления и процессы взаимодействия двух-трех индивидов. Такое взаимодействие образует социальную «клеточку». В результате становится возможным достижение в социологии точности и верифицируемости. Социология делится на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Сущность социального Сорокин раскрывает через механизм социального взаимодействия. Именно взаимодействие выступает социообразующим фактором [12]. Структура социального взаимодействия включает в себя:

1) субъекты взаимодействия, т.е. мыслящие, действующие и реагирующие люди;

2) значения, ценности и нормы, на базе которых строится взаимодействие;

3) сами действия и материальные носители (артефакты), с помощью которых эти действия осуществляются.

П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под которым он понимает любое событие, с помощью которого человек реагирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты другого. Особое значение он придает значимому взаимодействию, понимаемому им как такое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью (индивидом, семьей, социальной группой и т.п.) на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими или биологическими свойствами соответствующих действий (например, национальный флаг страны, под которым солдаты сражаются с врагами). Именно значения, ценности и нормы придают социальным явлениям определенный смысл. Поэтому Сорокин поставил культуру в центр социологического анализа, возобновив традицию Э. Дюркгейма.

Все взаимодействия в обществе, согласно П. Сорокину, совершаются в социальном пространстве и социальном времени, которые в корне отличны от геометрического пространства и физического времени. Люди, находящиеся вблизи друг к другу в геометрическом пространстве (король и его слуга), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. Напротив, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (два епископа католической церкви, совершающие службу на разных континентах – один в Европе, другой в Америке), очень близки в социальном отношении. Если геометрическое пространство определялось соотношением материальных объектов (или геометрических точек), то социальное пространство – системой «социальных точек», т.е. социальных статусов. Сорокин особо подчеркивал многозначность понятия социального пространства. Для него

1) «социальное пространство – это народонаселение Земли;

2) социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения;

3) положение человека в социальном мире определяется путем установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему координат, позволяющую определить положение каждого индивида» [13].

Изменения в социальном пространстве – это, утверждает П. Сорокин, – социальная стратификация и социальная мобильность, т.е. разделение людей по стратам (социальным слоям) и их перемещение как внутри страт, так и между стратами, из одной страты – в другую. Сорокин тщательно и всесторонне разработал теорию социальной стратификации и социальной мобильности. Проблему социального равенства он решает при этом следующим образом: общество предоставляет каждому индивиду общественных благ по степени его личного социально полезного труда (по заслугам).

П. Сорокин уделял особое внимание выяснению сущности и значению культуры в развитии общества. Культура есть многообразная и многоуровневая, динамично развивающаяся система социальных значений, в которой существует основополагающая первоценность, составляющая ее ядро. Именно наличие этой первоценности предопределяет ее своеобразие, ее индивидуальное отличие от других культур, направленность ее развития.

Сорокинская социодинамикакультуры, во-первых, исходит из определяющей роли и возрастающей значимости социокультурных факторов в развитии цивилизации, в трансформациях общества; во-вторых, уделяет основное внимание исследованию повторяющихся ритмов и циклов в развитии социокультурных процессов. При исследовании культуры, считал П. Сорокин, необходимо применять два взаимосвязанных метода: каузально-функциональный и логико-смысловой. Это позволит за множеством разнообразных феноменов культуры увидеть их подлинное единство.

Выделяются четыре основные формы интеграции культурных элементов:

1) пространственное сосуществование культурных идей, ценностей и их механическое объединение в одно структурное единство;

2) соединение, обусловленное внешними факторами, когда элементы культуры не имеют внутренней связи, а объединяются в некий конгломерат по случайным признакам;

3) каузальная или функциональная интеграция, при которой изменение или исчезновение одного из важнейших элементов приводит к изменению всего культурного комплекса;

4) логико-смысловая интеграция культуры – наивысшая форма интеграции, когда идеи и ценности культуры объединяются на основе единого стиля, интегрирующего их в единую целостность.

В общем процессе динамики общества существует три основных типа культуры. Если преобладает чувственный образец культурных ценностей, мы имеем перед собой чувственную культурную сверхсистему. Если основное внимание сконцентрировано на разуме, то перед нами умозрительная или идеациональная суперсистема культуры. Если же существует органическое единство, гармоничный баланс чувственных, эмоциональных и рациональных компонентов, то возникает идеальный тип культурной сверхсистемы.

Динамика культуры обусловливает развитие всего общества, которое носит закономерный и диалектический характер. Доминирующее мировоззрение постепенно исчерпывает свои возможности и заменяется одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно, меняются тотальные типы культурных суперсистем. При помощи такой троичной диалектики Сорокин стремился объяснить ритмическую периодичность социокультурных объяснений и их источники. Процесс перехода социокультурной суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Три главных типа таких образцов (семейные, договорные и принудительные) Сорокин расположил в пространстве дуальной оппозиции солидарность – антагонизм. Разрушение интегративной базы и формирование альтернативного доминирующего культурного этоса сопровождается длительными периодами социальных и культурных кризисов, войн, революций и других социальных бедствий. Таким образом, мировые войны и Октябрьская революция – это результат глубинных переворотов в социокультурной системе соответствующих обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: