Неопозитивизм

Вопрос 4. Основные направления современной западной социологии

Новый, современный этап в развитии зарубежной социологии начинается с ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических и прикладных исследований, в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества.

В силу относительной стабильности западного общества в его социологической науке стали преобладать теории позитивистского толка, ориентированные на стабильность, социальный консенсус и реформизм.

Неопозитивизм – это одно из самых популярных и влиятельных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а некая научная, мировоззренческая и теоретико-методологическая ориентация, опирающаяся на философское положение логического позитивизма. Общие принципы неопозитивизма:

ü социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

ü методы социального исследования должны быть строгими, точными и объективными;

ü субъективные аспекты поведения человека можно исследовать только через их открытые проявления (бихевиоризм);

ü научная истина устанавливается на основе эмпирических процедур;

ü все социальные явления описываются и выражаются количественно;

ü социология должна быть свободна от ценностных суждений, оценок и связи с идеологией.

В рамках неопозитивистской традиции наибольшее распространение и влияние получила теоретическая школа структурно-функционального анализа, сформировавшаяся параллельно в США и во Франции.

Структурно-функциональный анализ (школа Т. Парсонса)

Эта школа рассматривает изменение элемента системы только в контексте изменений всей системы. Ключевую роль здесь играет категория равновесия. Каждое общество стремится к равновесию и стабильности. Все, что способствует равновесию и стабильности, функционально, а то, что не способствует этому, дисфункционально. Условия выживания социальной системы – условия равновесия. Любое общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Толкотт Парсонс (1902 – 1979), американский социолог, создатель социологической доктрины структурно-функционального анализа, считал, что основной проблемой социологии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как открытая, взаимодействующая с окружающей средой.

Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:

1. действующее лицо (актор), т.е. субъект действия, наделенный стремлением действовать, имеющий определенные цели и мотивы, способный описать способы их достижения и осуществить их;

2. ситуационное окружение – изменяемые и неизменные факторы окружения, от которых оно зависит. Здесь действие предстает как определенный процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц и коллективов.

Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из четырех факторов:

1) биологический организм;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию социальных подсистем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию» общества, к его единству и стабильности.

Различные элементы ситуации, в которой действуют индивиды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные смыслы и значения в качестве «знаков» или «символов», являющихся важнейшими элементами культуры. Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодифференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, – подчеркивает Т. Парсонс, – является отличительной чертой современных, модернизированных обществ» [14].

Свойственная культуре система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам – организму, личности и социальной системе.

Таким образом, социальное действие предполагает символичность, нормативность и волюнтаризм. Социальное действие включает в себя четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и органическую. Развитие общества носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: