История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина.

Содержание

КОСТРОМА

Всеобщая история физической культуры и спорта

Уразова С.Г.


ББК 75.3 я 73-1

У-683

Рецензенты:

С.М. Нуртдинов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова.

Н.В. Новожилов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин КГУ им. Н.А. Некрасова.

Уразова С.Г. Всеобщая история физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 40 с.

Издание представляет собой тексты лекций по предмету «История физической культуры» специальности 050720.65 (033100) Физическая культура. В нем содержатся сведения о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных зарубежных систем физического воспитания. Каждая лекция является законченным целым и имеет подробный план, список литературы и вопросы для обсуждения и самоконтроля.

Данная работа предназначена для студентов дневного и заочного отделения факультета физической культуры. Она также может быть полезна преподавателям специализированных колледжей, учителям физической культуры.

© Уразова С.Г., 2008.

© КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.

Лекция 1. Введение в историю физической культуры ……………………… 4

Лекция 2. Физическая культура в первобытном обществе ………………… 7

Лекция 3. Физическая культура в рабовладельческом обществе …..…….. 10

Лекция 4. Физическая культура в средние века ………………………….… 18

Лекция 5. Физическая культура и спорт в первый период Новой истории...24

Лекция 6. Физическая культура и спорт во второй период Новой истории..32


Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План:

2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».

Литература:

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физ. воспитание» и № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1989.

Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Она включает такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.

ИФКиС как учебная дисциплина стала складываться в России со в.п. XIXв.

В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др.

Курс ИФКиС сконцентрирован на изучении систем физического воспитания. При этом возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта (ФКС) можно считать системой? Система должна отвечать следующим требованиям:

1. Быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия в ней государственных и общественных организаций;

2. Оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;

3. Иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.

Задача ИФКС как науки - накопить сведения об эволюции ФКС с древнейших времен до наших дней, описать факты из области физической культуры и интерпретировать их.

Задача ИФКС как учебной дисциплины – образовательная: на основе имеющихся материалов, сведений передать знания по данному предмету.

При этом ИФКС опирается на различные источники:

- официальные документы правительственных и неправительственных организаций (декрет, закон, приказ, постановление, указ, инструктивное или методическое письмо, доклад или отчет и т.д.);

- труды выдающихся ученых, просветителей, педагогов, врачей, общественных деятелей;

- периодические издания (журналы, газеты и др.) и данные различных наук (антропологии, этнографии, общей истории, теории и методики физического воспитания, медико-биологических дисциплин и др.);

- практические данные по развитию физической культуры у народов мира, в т.ч. кино-, фото-, телематериалы.

Основными принципами изучения ИФКС являются принципы гуманизма, историзма и научности.

Знание ИФКС очень важно при подготовке квалифицированных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать будущее.

По своей структуре курс ИФКС состоит из трех частей:

1. Истории ФКС в зарубежных странах;

2. Истории отечественной ФКС;

3. История международного спортивного движения.

2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».

История физической культуры и спорта – это научная и учебная дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры с древнейших времен до наших дней. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.

Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Физическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс физической подготовки.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта, необходимо изучать ИФКС?

2. В чем суть ИФКС как научной и учебной дисциплины?

3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их собственную интерпретацию.


Лекция 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: