Между долгом и виной. в нынешней, надо строго следовать обычаю, а иначе окру­жающие тебя не поймут

в нынешней, надо строго следовать обычаю, а иначе окру­жающие тебя не поймут. У народов Кавказа на свадьбу непременно должно быть звано все село, и достаток се­мей новобрачных не имеет значения: они могут наделать долгов на многие годы вперед, но обязаны исполнить обы­чай, а то стыда не оберешься.

В наши дни, когда обычаи ослабли, а отношения меж­ду людьми в больших городах стали гораздо более ано­нимны и свободны, общепринятые стандарты диктует мода. Если модно носить широкие брюки, то все носят широкие, и человек в узких немодных брюках будет ис­пытывать на улице неудобство и стыд, потому что прохо­жие оглядываются на него, как на динозавра.

И обычай, и мода диктуют нам, что стыдно быть не как все, белой вороной. Стыдно выделяться, выпадать, не впи­сываться. У отечественной молодежи в шестидесятые годы считалось стыдным не знать Хемингуэя, а в семидесятые — Маркеса. Теперь же стыдно ничего не понимать в Интер­нете и не знать, с какой стороны подойти к компьютеру.

Стыд по поводу несоответствия стандарту имеет и плю­сы, и минусы. Плюсы состоят в том, что каждый должен как бы дотянуться до определенной высоты, взять некую планку, а не то — позор. Однако индивидуальность и талант часто не вписываются в стандарт. Возникает па­радокс: в современном обществе стыдно... быть ориги­нальным! Стыдно оказаться интереснее, сложнее, затей­ливее, чем принято. Стыдно быть собой, не подлажива­ясь под других. На эту проблему указывают многие вы­дающиеся этики и психологи XX в.

3. Человек стыдится своего несоответствия собствен­но моральным ориентирам, высокопочитаемым в данной культуре. Это прежде всего стыд за свои осуждаемые пороки, такие как пьянство, похоть, безудержная агрес­сивность, склонность ко лжи. Человек, в жизни которо­го пороки являются постоянной составной, следует им, потому что не в силах от них удержаться, а потом стыдит-


_______________________________ Лекция 3

ся собственного поведения. Как не вспомнить здесь голу­бого воришку Альхена из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»! Он крал и стыдился, стыдился и снова крал. Можно воспринять этот образ как гротеск, преувеличение, но на самом деле таких людей достаточно много. Пьяница, протрезвев, стыдится своей кабальной зависимости от спиртного, а буян и дебошир, отведя душу и в полном смысле слова наломав дров, может потом сты­диться и сокрушаться: «Что же это я наделал?»

Стыд вызывается и ситуативной неспособностью про­явить качества, которые требуются в настоящий момент и считаются нормой поведения. Например, солдат в бою должен быть храбрым, стойким, мужественным. Если он трусит, бежит с поля боя или ложится на землю и не может заставить себя встать, то потом он стыдится това­рищей, которые разжигают его стыд упреками и издевка­ми. Боевой идеал лихости, ухарства, бесшабашной сме­лости порождает стыд за себя у того, кто находится среди бойцов, но не в состоянии проявить этих ценимых мо­рально-психологических качеств.

Интересно, что стыдно бывает за проявление прямо противоположных качеств. В одном случае можно чув­ствовать стыд от того, что ты не выказал себя настойчи­вым, напористым, решительным, а в другом случае стыд­но за слишком большую свою настырность и напор — следовало проявить кротость и терпимость.

В европейской культуре, развившейся под огромным влиянием христианства, переживание стыда тесно связа­но с телесным, плотским началом человека. Тело — ре­зультат грехопадения, вынужденная материальная фор­ма, грязная и больная, стареющая и умирающая. Нам никуда не деться от этого обиталища скорбей и нечис­тот, но тогда тело должно быть подчинено духу.

Западная культура выросла на представлениях, в со­ответствии с которыми стыдно обнажаться, демонстри­ровать свою телесность, проявлять физические желания,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: