другого, когда чье-то поведение на наших глазах явно идет вразрез принятым стандартам и вызывает жалость или насмешку. Во всех подобных случаях мы вольно или невольно идентифицируем себя с оступившимся, переживаем его положение как свое собственное и смущаемся и стыдимся так, как если бы впросак попали мы сами. Идентификация при этом предполагает некую общность «мы», но не зависит от степени реальной близости к человеку: можно стыдиться не только за сына или друга, но и за учителя, и за главу государства, если их поступки и действия относятся к разряду стыдных.
6. Человек может испытывать ложный стыд.
Он связан прежде всего с тем, что мы можем чувствовать свое несоответствие самым разным требованиям, в том числе и требованиям заведомо аморальным. Так, например, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии ударить другого, поиздеваться над ним или обмануть его, сам подвергается издевательству и осмеянию. Он испытывает в этом случае ложный стыд — стыд за свою мягкость и отсутствие агрессии, т. е. ценности переворачиваются: человек стыдится того в себе, к чему должен, согласно общечеловеческой морали, относиться позитивно. Такой же ложный стыд испытывает старательный отличник в классе, где верховодят двоечники, главной доблестью которых считается обмануть учителя и ловко списать у соседа. В таком классе хорошо учиться оказывается неприлично, стыдно.
|
|
Другой вариант ложного стыда — стыд проявить вовне прекрасные по своей сути эмоции. Например, любовь. Как правило, проявления любви стыдятся вовсе не потому, что она как переживание и отношение стыдна сама по себе (например, как стыдна трусость или лживость). Форму стыда принимает здесь страх быть отвергнутым.
Вообще, отношение между стыдом и страхом весьма противоречиво. Так, стыд — это своеобразный, порой
____________________________ _____ Лекция 3
сильный страх перед оценкой внешнего наблюдателя, но страх за свою жизнь, какой люди испытывают при реальной физической опасности, может совершенно вытеснять и изгонять стыд. Когда человеку очень страшно, он не стыдится. Стыд приходит потом, при воспоминании о случившемся, в обстановке, когда реальная угроза осталась в прошлом. Весь вопрос в том, что побеждает в конкретной ситуации: боязнь смерти или ужас перед отвержением со стороны Других.
Последний момент, который надо отметить, говоря о стыде, это психологическая защита, к которой люди прибегают, чтобы спасти себя от разрушительного действия стыда. Сильный стыд невозможно вынести.
|
|
Так, индивид может отрицать стыд. Психоаналитик Э. Эриксон описывает ситуацию, при которой убийца, которого должны были повесить на глазах у общины, вместо того чтобы стыдиться, стал бранить наблюдающих за казнью, заканчивая каждую тираду фразой: «Бог проклинает ваши глаза». Он переносил стыд с себя на других — на зрителей казни.
Человек, который прошел через опозоривание и продолжает жить, может подавить в себе пережитый стыд и просто забыть неприятную ситуацию, это тоже психологическая защита.
Еще один вид психологической защиты — самоутверждение в той сфере, где человек не справился и потерял себя, или в другой, которая оказалась доступной для самоутверждения. Так, неудавшийся актер, желая избавиться от позора своих провалов, может заняться бизнесом и успешно утверждать себя в стяжании денег. Конечно, это пример не из области морали. Но если говорить только о нравственной сфере, то человек, испытавший стыд по поводу своей трусости, может как пытаться быть храбрецом, так и стараться вновь заслужить людское уважение другими достоинствами: добротой, щедростью, активным милосердием.