Лекция 4. Честность и справедливость

Честность и справедливость

которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государ­ство, а ремесленники и земледельцы ведут хозяйствен­ную жизнь. Платон считает справедливым то, что никто из представителей сословий не претендует на чужую роль, а каждый строго выполняет вмененные ему функции. Что­бы обосновать это разделение, Платон говорит, что боги подмешали людям в кровь разные металлы: одним золо­то, другим серебро, а третьим медь. Таким образом, со­циальная справедливость определена волей богов, и со­словия функционируют согласно нерушимому порядку.

Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как соразмерности. Справедливость вы­ступает для него как средняя точка между крайностями — несправедливостями. В основу справедливости он кла­дет принцип неравенства и впервые вводит существую­щие по сей день понятия уравнительной и распредели­тельной справедливости.

В средневековье христианство учит верующих тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Его справедливость — высшая сила, он всем воздает по заслугам. Правда, многие деяния Бога и акты его воли непонятны людям в силу ограниченности человеческого ума. Нам не дано осмыслить промысел Божий, поэтому человек не должен подходить со своими ограниченными мерками к свершению небесной справедливости.

Представители эзотерической философии часто упре­кают христиан в том, что их Бог несправедлив: одним он дал долгую счастливую и богатую жизнь, а других выпус­тил в мир нищими калеками. При этом жизнь дана толь­ко одна, и по ее порой весьма скудным плодам будет вы­несено решение о вечном спасении или вечном прокля­тии. Эзотерики указывают на то, что шансы разных лю­дей на духовный рост и прозрение оказываются слишком неравными, а наказание чересчур сурово — вечный ад за какие-нибудь 60-70 лет земных мучений. То ли дело кар-


ма, по крайней мере знаешь, за что страдаешь... К тому же можно попробовать все исправить и перерождаться до тех пор, пока не научишься добру и справедливости. Од­нако христиане стоят на своем, утверждая, что нам неве­дом высший промысел, который на Страшном Суде все поставит на свои места, первые Здесь будут последними Там, и справедливость свершится.

В средние века выражением справедливой воли Бога было иерархическое строение феодального общества с его сословным разделением, которое приписывало человеку одну и ту же социально-классовую роль от рождения и до смерти.

Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Она приходит вместе с по­бедой «третьего сословия» — восходящей буржуазии. Од­нако равенство понимается не как экономическое или социально-статусное (эти виды неравенства остаются не­прикосновенными), а как равенство правовое, как тре­бования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения.

Человек Нового времени — разумный эгоист, он по­нимает, что война всех против всех способна уничтожить его самого, и он заинтересован в равенстве определен­ных социальных обязанностей, а также в том, чтобы все договоры соблюдались. За нарушение договоренностей должно следовать справедливое наказание, а иначе ника­кой бизнес не удастся! Юридическое представление о справедливости выдвигается на первый план.

Можно сказать, что буржуазно-рыночная справедли­вость провозглашает: живи сам и жить давай другим! Спра­ведливость теперь включает:

• равенство права моего и других;

• равную обязанность мою и других заботиться о на­
ших общих интересах;

• справедливое наказание за нарушения общественного
порядка и преступления против общества и индивидов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: