Честность и справедливость

вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию. Но тогда вы просто па­рализованы и не можете никак действовать и никак посту­пать. Доверие к миру — основа любого человеческого по­ступка и любого осмысленного суждения. Хорошо было бы и нам, людям, выросшим на просторах Евразии, при­нять эту древнюю восточную истину и следовать ей как в нашем мировосприятии, так и в нравственном поведении.

5. Справедливость: история и виды

Понятие справедливости — одно из самых сложных и туманных в этической мысли прежде всего потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое. Нравственное, экономическое и соци­альное так тесно переплетены здесь, что создают в неко­тором смысле амальгаму, из которой лишь путем специ­ального анализа можно извлечь собственно моральное со­держание.

Справедливость — мерная характеристика человечес­ких отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответ­ствие между деянием и воздаянием, достоинством и воз­награждением. Сразу видно, что справедливость имеет как бы два лица: одно — карающее, выносящее суровый приговор, определяющее наказание за преступления и проступки, а другое — одобряющее, выдающее в той или иной форме награду за добрые дела и образцовые труды. Это распределение поощрений и наказаний, раздача по­глаживаний и пинков производится при справедливом подходе сообразно заслугам и промахам людей, — не взи­рая на лица!

Справедливость по главной своей интенции объектив­на. Если мы раздаем поощрения и наказания по личной симпатии, по знакомству, за взятки, то о справедливос-


______________________________________ Лекция 4

ти нет и речи. В том-то и дело, что справедливость (если представить ее в виде некоей высшей инстанции или силы) действует сообразно характеру поступка и без вся­кой личной склонности. Недаром богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины, у которой глаза завязаны, а в руках весы. Богиня взвешивает добро и зло вслепую, так же вслепую уравнивает она на своих весах преступление и наказание, подвиг и награду. Фемида ру­ководствуется найденным равновесием, стремясь, чтобы никакая страсть и никакое корыстное желание не покач­нули чашу весов. Обманы, подлоги, подкупы, пылкие увещевания, богатство или социальный статус — ничто для поистине справедливого суда. Перед ним равны мо­нархи и нищие, рабочие и президенты, знаменитости и люди совсем обыкновенные. Каждый получает по заслу­гам. Таков идеал справедливости, такова мечта о ней и таков ее пугающий образ для тех, кто хотел бы остаться безнаказанным.

В древних доклассовых обществах первичная эконо­мическая справедливость существовала прежде всего как уравнительная справедливость. Это значит, что все чле­ны рода или племени получали равную долю совместно добытого на охоте или собранного в лесу. Уравнитель­ная справедливость позволяла первобытному человеку выжить в условиях дефицита средств к существованию. Если бы средства делились иначе, племя просто бы вы­мерло. Впрочем, надо думать, что моменты воздаяния тоже имели место в жизни наших далеких предков. Ска­жем, нарушение того или иного табу (сурового запрета), несомненно, каралось смертью или изгнанием, а выдаю­щееся деяние, приносящее пользу племени, поощрялось — ритуальное восхваление или что-то в этом духе.

С появлением земледелия и скотоводства, с образова­нием прибавочного продукта и социально-классовых групп уравнительная справедливость, до конца не исчезая, по-тесняется в экономической жизни распределительной спра-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: