Вредители

Почва, отводимая под питомник не должна быть заражена вредителями и грибковым болезнями. Закладка питомников допускается, если предельное количество личинок на 1 м2 составляет: для майского жука – 0,5 личинки трехлетнего возраста; пестрого (мраморного) хруща – 0,25 личинки трех­летнего возраста; июньского – 1 личинки. При обнаружении в почве одновременно личинок разных возрастов, их следует перечислять на трехлетний возраст, руководствуясь следующим соотношением.

Для личинок майского жука: 1 личинка трехлетняя = 1,5 личинкам двухлетним или 2 личинкам однолетним.

В таблице 1 показаны соотношения личинок разных видов хрущей и разных возрастов, здесь за единицу принята трехлетняя личинка майского жука. В июле-августе проводится обследование, за год до закладки питомника, путем раскопки не менее 25 ям на 1 га площади проводится обследование почвы на зараженность личинками хрущей. Размер ям – метр на метр, средняя глубина – 60 см.

В апреле – начале мая проводится обследование на заселенность подгрызающими совками. Глубина ям – 0,2 м, размер – 0,5 х 0,5 м. На заселенность кравчиком обследование проводится весной, до подсыхания почвы. Ходы жуков, обитающих в земле, подсчитывают по кучкам свежевырытой земли. Наличие в почве медведок устанавливают в мае по норкам и приподнятым валикам, которые образуются над ходами. По этим признакам выявляют границы заселенности медведками территории.

Решение о пригодности участка под питомник или о проведении специальных мер борьбы с вредителями принимают по итогам обследования. В случае, если средняя заселенность вредителями не превышает приведенную норму, ограничиваются рыхлением и культивацией почвы, если превышает – намечают специальные меры борьбы. Борьба обязательна при любой степени заселенности почвы с медведкой и кравичником-головачом.

При выборе участка под питомник кроме требований общего характера нужно учитывать и частные условия. Так в случае выращивания сеянцев сосны, во избежание заражения их грибком «шютте», питомники не нужно закладывать в непосредственной близости от сосновых насаждений.

В случае отсутствия подходящей площади, питомник приходится закладывать вблизи соснового леса, тогда расстояние от его опушки до питомника должно быть не менее двойной высоты растущих в лесу дер. А в питомнике обязательно применять профилактическое опрыскивание сеянцев сосны. Также вблизи питомников, в которых будут выращиваться сеянцы сосны не должно быть осиновых насаждений и деревьев, во избежание заражения их «вертуном».

Наличие вблизи питомника и в территории отдельных групп или деревьев березы и ивы являются недопустимым, так как они, являются излюбленной пищей майского хруща привлекают его во время лета, чем способствуют заражению почвы питомника личинками жука. Питомник не следует закладывать на с тяжелых почвах, на которых сеянцы легче подвергаются грибным заболеваниям и «выжиманию» от морозов.

1.3. Структура лесного питомника: отделения и участки, предусмотренные проектом, их назначение и основные особенности

Организация территории питомника – это разделение территории питомника на части, имеющие разное хозяйственное назначение с целью наиболее эффективного использования площади питомника и обеспечения максимальной механизации работ.

Для организации разнообразного посадочного материала в питомнике (по классической схеме) могут быть организованы следующие хозяйственные части:

Продуцирующая часть лесного питомника – отделения лесного питомника, предназначенные для выращивания посадочного материала.

В продуцирующую часть лесного питомника входят посевное, школьное, маточное и прививочное отделения и отделение закрытого грунта.

Вспомогательная часть лесного питомника – отделения лесного питомника, предназначенные для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций.

К вспомогательной части лесного питомника относят дендрологический участок, защитные полосы, хозяйственный участок, живая изгородь, дороги, водоемы, опытный, резервный участок.

Посевное отделение лесного питомника – часть площади лесного питом­ника, предназначенное для выращивания саженцев деревьев и кустарников.

Школьное отделение лесного питомника – часть площади лесного питом­ника, предназначенная для выращивания саженцев деревьев и кустарников.

В крупных постоянных питомниках школьное отделение может включать три школы. В первой школе саженцы выращивают 2-4 года. Эта школа может быть представлена уплотненной школой, школой по выращиванию саженцев хвойных пород для лесных культур или школой кустарников. Во второй школе выращивают саженцы более крупных размеров – 6-8 летнего возраста. Сюда пересаживают саженцы из первой школы и доращивают 2-4 года. В третьей школе выращивают крупномерные саженцы – 11-12 летнего возраста, пересажи­сен их из второй школы в возрасте 6-8 лет.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении опре­деляется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выра­щивают в течение 2-4 лет, а для озеленения – 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кус­тарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны со­ответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.

Саженцы выращиваются из сеянцев окулянтов, черенков или укорененных черенков.

В школьное отделение могут входить: древесно-кустарниковая (декора­тивная), комбинированная, уплотненная и плодово-ягодная школы, школа че­ренковых саженцев, участки черенкования и зеленого черенкования.

Древесно-кустарниковая школа – часть школьного отделения лесного пи­томника, предназначенная для выращивания из сеянцев декоративных саженцев для озеленения.

Комбинированная школа – древесно-кустарниковая школа, в которой чере­дуются по заданной схеме ряды древесных и кустарниковых пород с целью по­вышения выхода посадочного материала.

Уплотненная школа – часть школьного отделения, предназначенная для выращивания по уплотненной схеме хвойных саженцев для лесовосстановления и защитного лесоразведения.

Плодово-ягодная школа – часть школьного отделения, предназначенная для выращивания саженцев садовых культур из сеянцев, окулянтов, черенков и укорененных черенков.

Школа черенковых саженцев – часть школьного отделения лесного питом­ника, предназначенная для выращивания черенковых саженцев.

Участок черенкования – часть школьного отделения, предназначенная для укоренения одревесневших черенков.

Участок зеленого черенкования – часть школьного отделения, предназна­ченная для укоренения зеленых черенков.

Прививочное отделение лесного питомника – отделение, предназначенное для прививки древесных и кустарниковых пород.

Маточное отделение – часть площади лесного питомника, предназначен­ное для выращивания маточных деревьев и кустарников с целью получения от них вегетативного и семенного материала.

Дендрологический участок лесного питомника – часть площади лесного питомника, предназначенная для создания коллекции ценных местных и интродуцированных видов, форм и гибридов деревьев и кустарников.

Хозяйственный участок лесного питомника – часть площади лесного пи­томника, предназначенная для размещения компостника, прикопчника, запасов торфов и ор­ганических удобрений, ледника, склада и других производственных и бытовых зданий и сооружений с прилегающей территорией.

Живая изгородь – плотная полоса из колючих деревьев или кустарников с плотными, сомкнутыми, густыми, облиствленными на всю высоту кронами.

Защитная полоса – защитная полоса из нескольких рядов деревьев и кус­тарников, размещенная по периферии или границам полей лесного питомника, предназначенная для снижения скорости ветра и предотвращения иссушения и выдувания почвы.

Дорожная сеть лесного питомника – система дорог, предназначенная для проезда машинно-тракторных агрегатов, подвоза (вывоза) материалов и т.п.

Ширина дорог с учетом разворотной полосы: центральной – 10-12 м, ок­ружных – 6-8 м. Ширина дорог между отделениями питомника должна состав­лять 3-4 м, между севооборотами и полями севооборотов 2-3 м. Дороги между отделениями, севооборотами и полями должны располагаться на расстоянии 30-50 м одна от другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: