Тема 3.2 Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Раздел 3. Бюджетный (бухгалтерский) учет в государственных

(муниципальных) учреждениях разных типов

Тема 3.1 Организация учета в государственных (муниципальных)

учреждениях разных типов

ВОПРОСЫ

1. Организация учета в государственных и муниципальных учреждениях.

2. Полномочия руководителя и главного бухгалтера.

3. Баланс государственного (муниципального) учреждения.

1 вопрос. Организация учета в государственных и

муниципальных учреждениях

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально-ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы для бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению бюджетной сметы (плана ФХД), договоры, акты выполненных работ и т.д.).

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения бюджетной сметы (плана ФХД), состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В обязанности бухгалтерских служб входит:

ü ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в соответствии с требованиями законодательства РФ;

ü осуществление предварительного и текущего контроля за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

ü контроль за эффективным и целевым использованием средств бюджета и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

ü составление плана работы бухгалтерии;

ü проведение профессиональной учебы;

ü составление графика документооборота;

ü составление и своевременное представление достоверной бюджетной отчетности;

ü внедрение автоматизации учета;

ü проведение инвентаризации имущества, обязательств и денежных средств;

ü участие в семинарах, совещаниях;

ü составление бюджетной сметы или плана ФХД;

ü проведение инструктивных совещаний с материально-ответственными лицами;

ü учет финансовых и нефинансовых активов;

ü учет обязательств;

ü учет финансовых результатов деятельности;

ü учет операций по санкционированию расходов и др.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского (бюджетного) учета большое значение имеет разработка положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, графика документооборота.

Отдел бухгалтерского учета осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О бухгалтерской службе» - это нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, обязанности бухгалтерии.

Его основные разделы:

1. «Общие положения»

2. «Основные задачи»

3. «Функции»

4. «Права и обязанности»

5. «Взаимоотношения или связи по должностям»

В своей работе работники бухгалтерии руководствуются должностными инструкциями.

Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, устанавливающий для работника организации конкретные трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Этот документ является эффективным средством управления персоналом, позволяет объективно оценивать работу каждого сотрудника. Данный документ используется при разрешении конфликтов между работником и работодателем. Разработка должностной инструкции вменяется в обязанность руководителю структурного подразделения, то есть главному бухгалтеру, и утверждается руководителем организации.

Основные разделы должностной инструкции:

1. «Общие положения»

2. «Функции»

3. «Должностные обязанности»

4. «Права»

5. «Ответственность»

6. «Взаимоотношения»

7. «Организация работы и оценка деятельности»

Представление первичных документов в бухгалтерию должно регламентироваться графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия. В графике документооборота определяется порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив, а так же круг должностных лиц, ответственных за оформление документов. Материально-ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота. График может быть оформлен в виде схемы, таблицы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов. Данный документ способствует улучшению всей учетной работы, усилению контрольных функций бухгалтерии.

Отсутствие графика может стать причиной искажения отчетных данных, неправильного формирования финансового результата. За указанные недостатки на руководителя и главного бухгалтера может быть наложена административная ответственность.

2 вопрос. Полномочия руководителя и главного бухгалтера

Полномочия руководителя

1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Руководители организаций утверждают учётную политику организации.

4. При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей средств (получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды, разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения, расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения, утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и материальных ценностей, решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения).

5. Руководитель утверждает график документооборота, должностные инструкции работников и положение о бухгалтерской службе.

6. Руководителем подписывается бухгалтерская (бюджетная) отчетность.

7. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

8. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения.

9. Руководитель учреждения должен определить порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств и т.д.), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Приказом руководителя назначается инвентаризационная комиссия.

10. С разрешения руководителя должны совершаться основные операции по движению материальных ценностей.

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия главного бухгалтера

1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

4. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации, а при централизации учета – для всех обслуживаемых учреждений.

5. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

6. В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с исполнением сметы или плана ФХД, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. В централизованных бухгалтериях - руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.

7. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

8. Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерии, график документооборота, план работы бухгалтерии, формирует учетную политику.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3 вопрос. Баланс государственного (муниципального) учреждения

Одной из форм отчетности государственных и муниципальных учреждений является баланс.

Государственные (муниципальные) учреждения составляют баланс по форме 0503730. Данная форма утверждена приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Баланс – это метод обобщения средств бюджета в денежной оценке на определенную дату по составу и размещению, а также по источникам образования.

Баланс является годовой формой отчетности.

Показатели отражаются в балансе в разрезе:

ü субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (графы 3, 7);

ü субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, собственных доходов учреждения, средств по обязательному медицинскому страхованию (графы 4, 8);

ü средств во временном распоряжении (графы 5, 9);

ü итогового показателя (графы 6, 10).

В балансе отражаются остатки по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета на начало года и конец отчетного периода. Основанием для заполнения баланса служит Главная книга.

Состоит баланс из двух частей - актива и пассива.

В активе два раздела – «Нефинансовые активы» и «Финансовые активы».

В пассиве тоже два раздела – «Обязательства» и «Финансовый результат».

По каждому разделу подводится итог. Итог актива баланса называется БАЛАНСОМ. Итог пассива также называется БАЛАНСОМ.

Свойство баланса: итог актива равен итогу пассива.

Подписывается баланс главным бухгалтером и руководителем.

Баланс предоставляется вышестоящей организации.

Вышестоящая организация составляет сводный баланс.

К балансу прилагается Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Она формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных на забалансовых счетах.

ВОПРОСЫ

1. Счета по учету бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сметных назначений. Организация синтетического и аналитического учета.

1 вопрос. Учет операций по санкционированию расходов

Операции по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бюджетном (бухгалтерском) учете у всех субъектов учета. Особенности счетов 5 раздела см. тему 1.1.

В бюджетных учреждениях учет таких операций ведется в разрезе следующих счетов:


«Принятые обязательства» «Сметные (плановые) назначения» «Право на принятие обязательств» «Утвержденный объем финансового обеспечения» «Получено финансового обеспечения»
Применение
Предназначен для учета показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств). Предназначен для учета сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных изменений в показатели сметных (плановых) назначений. Предназначен для сбора информации об объеме права субъекта учета на принятие в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений обязательств учреждения. Предназначен для учета сумм утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год объемов доходов (поступлений), а также сумм внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений. Предназначен для учета сумм полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов (поступлений) и сумм возврата ранее поступившего финансового обеспечения (доходов (поступлений).
Аналитический код группы
0502 10 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»; 0502 20 000 «Принятые обязательства на очередной финансовый год»; 0502 30 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)»; 0502 40 000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным». 0504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»; 0504 20 000 «Сметные (плановые) назначения очередного финансового года». 0506 10 000 «Право на принятие обязательств на текущий финансовый год»; 0506 20 000 «Право на принятие обязательств на очередной финансовый год». 0507 10 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»; 0507 20 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год». 0508 10 000 «Получено финансового обеспечения текущего финансового года»; 0508 20 000 «Получено финансового обеспечения на очередной финансовый год».
Аналитический код вида
05020 1 000 «Принятые обязательства»; 05020 2 000 «Принятые денежные обязательства». Нет Нет Нет Нет
КОСГУ
200,300, 500, 800 100, 200, 300, 500, 600, 700, 800 200, 300, 500, 800 100, 600, 700 100, 600, 700
Аналитический учет
Журнал учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово – хозяйственной деятельности) учреждения. Карточка учета сметных (плановых) назначений. В разрезе видов доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности). В разрезе видов доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности). В разрезе видов доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: