Вопрос 1. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Самым крупным, наиболее длительным этапом в жизни общества было время, когда не существовало ни государства, ни права. Современная археология, антропология и этнография вооружает нас сведениями позволяющими сделать вывод о том, что уже около 2 млн. лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Длительное время предок современного человека – кроманьонский человек (homo sapiens), чье появления датируется примерно 150 тыс. лет назад, обеспечивал свое существование за счет присвоения преимущественно готовых продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, кореньев, орехов и т. д., примитивная охота, рыболовство. Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затем каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и отшлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и же­лезные орудия.

Примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пищу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствова­ла коллективная форма собственности на земледельческие, охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу и т.д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности. Коллективному труду и форме собственности соответствовали и уравнительные отношения в сфере распределения материальных благ.

Такому экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества. В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания. По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (камен­ным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствова­ния охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т. д.) появляются более устойчивые объединения людей — родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй.

Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом родстве, общем труде и территории проживания. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хо­зяйство. Первоначально роды были материнскими (матриархат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяй­ственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыжным земледелием, гончарным производством, ведением домашнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было оп­ределить только по женской линии. Не случайно, первыми появились не боги, а богини.

Материнский род сменился отцовским (патриархат), родство определялось уже по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины, который занимался скотовод­ством и земледелием, с использованием животной тягловой силы, ремеслом.

Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы. Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие).

Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, уп­равление. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же изби­рало старейшину рода и в необходимых случаях военачальни­ка и других лиц, которые могли быть смещены в любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, и они могли высказать свое мнение.

Власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воин­скую доблесть. Короче говоря, власть опиралась на силу ав­торитета его носителя, а не на авторитет силы.

Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей.

Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их помощью достигались какие-то вполне реальные, разумные цели, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер. Нарушение табу повергало первобытного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к болезням.

В заключение отметим, что правила поведения в перво­бытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различ­ные виды социальных норм первобытное общество не знало, как не знало и различия между правами и обязанностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: