Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества.

Экономическая жизнь общества связана непосредственно с материальным производством. Материальное производство составляет основу жизни общества в целом. В экономической сфере жизни можно выделить три структурных уровня: субстанциональный, уровень экономических отношений, экономическое сознание. Субстанциональный уровень связан непосредственно с характером материального производства. На различных исторических этапах характер материального производства различный. В современном мире материальное производство является многоотраслевым. В первобытнообщинном строе существовала только одна отрасль – это занятие охотой, рыболовством, собирательством плодов, трав. Экономическая жизнь современного общества включает в себя: различные отрасли производства, такие как производство сельскохозяйственной продукции, промышленные предприятия, различные торговые организации, связанные с распределением материальных благ. С появлением денег появляются такие финансовые организации, как банки. На основе этих организаций формируются экономические отношения, составляющих структуру экономической жизни. Основу экономической жизни общества составляет способ производства.

Способ производства – это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальные блага. Способ производства включает в себя 2 стороны: производительные силы и производственные отношения (рис.1). Производительные силы включают в себя личностный фактор и вещественные компоненты.

Рис.1. Способ производства общества.

Личностный фактор – это люди, производящие материальное благо, обладающие соответствующими знаниями, умениями навыками. Вещественными компонентами являются средства производства, они включают в себя: предметы труда (это то, на что направлен труд) и средства труда.

Производственные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ. Это отношения между владельцами средств производства, между управляющими и инженерно-техническими работниками, между рабочими и владельцами средств производства и т.д.

Отношение собственности – это отношение людей к средствам производства. Характер этих отношений зависит от формы собственности. Исторически существовали различные формы собственности с различной степенью обобщенности. Выделяют частную собственность и различные виды общей собственности: коллективная, групповая, акционерная, общинная и общностная (родоплеменная, народностная, национальная и общества в целом).

Экономическое сознание включает в себя представления об экономических отношениях и характере материального производства на уровне обыденного сознания и теоретического сознания. На уровне обыденного сознания складывается представление о материальном производстве и экономических отношениях, исходя из условий непосредственной практической жизни людей. На уровне теоретическом формируются различные учения об экономической жизни общества.

В рамках диалектико-материалистической философии выделяют два основных закона: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре. Первый из этих законов указывает на характер развития способа производства. Сущность данного закона проявляется в диалектике взаимосвязи производственных отношений и производительных сил общества.

В способе производства активной составляющей являются производительные силы. Исторически они постоянно изменяются. Исходной точкой к их изменению являются изменения во взаимосвязи человека и средства производства, а эта взаимосвязь изменяется с изменением социальных качеств людей и средств производства. Постоянным импульсом подобных изменений являются противоречия между потребностями, интересами людей и способом их удовлетворения.

Чтобы обеспечить себя необходимыми благами, люди вынуждены трудиться, заниматься производством. Потребности и интересы людей заставляют их постоянно искать надёжные способы получения благ. Им приходиться вовлекать в производство новые орудия труда, создавать технологические процессы, различные способы трудовой деятельности, т.е. постоянно видоизменять средства производства.

Новые средства производства оказывают непосредственное воздействие на самого человека. Совершенствуются трудовые, производственные навыки самих людей, они приобретают соответствующие научно-технические знания, расширяются их производственные возможности, приобретаются новые профессии, новые виды производственной деятельности.

Таким образом, производительные силы общества постоянно изменяются, обновляются. Производственные отношения менее подвижны, они консервативны, поэтому отстают от развития производительных сил. В силу этого, во взаимосвязи производственных отношений и производительных сил проявляется действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Сущность закона такова: с появлением общества, установившиеся производственные отношения в начале соответствуют производительным силам, способствуют их развитию, затем когда производительные силы обновляются, производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути развития производительных сил, наступает необходимость в их замене. И они заменяются на более новые производственные отношения, которые в начале соответствуют новым производительным силам и способствую их развитию. При этом происходит замена старого способа производства новым.

Но по мере дальнейшего развития производительных сил и их обновления производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути обновлённых производительных сил, наступает необходимость в их замене они заменяются на новые производственные отношения, соответствующие новым производительным силам. При этом снова на место старого способа производства устанавливается новый.

Таким образом, происходит постоянная замена старого способа производства новым (т.е. постоянное обновление способа производства).

При каждой замене старого способа производства новым происходят качественные изменения в сфере экономической жизни. Старая экономическая структура заменяется новой экономической структурой.

Сущность закона определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре в том, что при замене старого способа производства новым происходит качественное изменение общественной структуры, на место старой общественной структуры устанавливается новая общественная структура.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

Сфера социально-классовых отношений включает в себя 3 компонента: 1) различные социальные группы, социальные слои (интеллигенция, священнослужители, жреческие касты и т.д.), классы, социальные общности (род, племя, народность, нация); 2) система отношений между социальными группами, слоями, классами, нациями и др. социальными общностями; 3) социально-классовое и национальное сознание, т.е. отражение существующих социально-классовых и национальных отношений на уровне обыденного сознания и теоретического.*

Дополнительная информация:

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства — научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера — это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Сегодня стали много писать о «модульном человеке» как о массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения. Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства в обществе человека в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

О классовом аспекте анализа современной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, останутся в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.

Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

В древних и средневековых государствах основу социального расслоения общества составляло наличие классов и сословий. Существовали официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.

В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы — буржуазию, т. е. собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления рабочего класса, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в развитых капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.

Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей — это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые люди и глубокие старики по-разному включены в общественную жизнь. Одни — еще несамостоятельны, другие — уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем — социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями, прежде всего ослаблением семейного уклада жизни. Двойная нагрузка у женщины — на работе и дома — приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей, к потере взаимопонимания между ними и т. д.

Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества — семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются взаимоотношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт — это место, где человек восстанавливает свои силы, готовит себя к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это — новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.

________________________________________________________________________________

Структура сферы социально-классовых отношений исторически изменялась.

В первобытнообщинном строе социальная структура была однородной. Это означает, что различия между людьми были только по полу и возрасту. Не было различий по социальному положению, не существовало социальных слоёв и классов. Социальной общностью являлись род и племя.

Род – коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Род имел общий язык, общую родовую культуру, общие традиции. Несколько родов, проживающих совместно, составляли племя.

Племя – это такая общность, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.

В рабовладельческом обществе сформировалось социально-неоднородное общество. Наряду с различием по полу и возрасту, существовало различие по социальному положению. Выделялись два основных класса: рабы, рабовладельцы. Существовали крестьяне – общинники, ремесленники в городах, купцы, священнослужители, появился слой интеллигенции (философы, учителя). Сформировалась новая социальная общность – народность.

В целом народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т.п.

В феодальном обществе произошло изменение в социальной структуре. Появились такие основные классы как феодалы и крепостные крестьяне. В начале и в конце существования феодального общества выделился слой свободных крестьян – общинников, в городах – ремесленники, купцы, священнослужители, интеллигенция (учителя, преподаватели университетов).

В капиталистическом обществе сложилась своя, соответствующая неоднородная структура общества. В качестве основных классов выделялись буржуазия, пролетариат (рабочие, лишённые средств к существованию и, вынужденные продавать свою рабочую силу).

Впервые определения классам дал В.И.Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства».

В буржуазном обществе сформировалась новая историческая общность людей – нация.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований. В отличие от народности здесь на передний план выходит единство экономической жизни.

К числу духовных признаков нации относится развитое национальное самосознание, приверженность к национальным ценностям, чувство патриотизма.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов — предпринимателями, или же, когда предприниматель становится профессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.*

Дополнительная информация:

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции. Данная политика направлена на регулирование отношений между всеми социальными группами на согласование их интересов. Главное здесь — создание условий, для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

Однако решать эти проблемы весьма нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних социально-экономических отношений и становление, порой очень болезненное, новых отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности. Речь идет, прежде всего, о резком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили свое богатство незаконными путями), о пошатнувшемся социально-экономическом положении многих людей и социальных групп.

Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании им соответствующей материальной помощи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться в новых условиях — приобрести новые профессии, освоить новые для них виды производственной, в том числе предпринимательской, деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была общественно полезной. Осуществление этих мер составляет важнейшее содержание социальной политики государства.

____________________________________________________________________

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; политические партии и движения; общественные организации — профсоюзные, молодежные и др., защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализацией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.

К наиболее важным институтам политической системы общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирования политического строя общества, которые должны обеспечивать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятельности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти — парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Сфера политической жизни включает в себя: политическую систему; политические отношения, политическое и правовое сознание. Политика (др. греч. – дела государства) – это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.

Политическая система включает в себя различные политические организации. Главной политической организацией является государство.*

Дополнительная информация:

Ведущим звеном политической системы общества является государство. Это не случайно. Ведь главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Сущность и назначение государства проявляется в его функциях. К ним относятся: функция обеспечения политической власти тех или иных социально-классовых сил; функция защиты страны от нападения извне; хозяйственно-организаторская функция; функция развития духовной культуры; идеологическая функция; функция внешних сношений. Называются еще и такие функции государства, как формирование наций и регулирование национальных отношений, поскольку государство выступает в качестве важного фактора национальной консолидации, а также субъекта экономических, политических и других отношений между нациями. На это стоит обратить внимание, особенно в свете оценки роли государства в регулировании современных отношений между нациями. Некоторые авторы указывают и на специфическую социальную функцию государства, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты населения (Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.). Неверно подходить к истолкованию данных функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах всех или же подавляющего большинства членов общества. Это касается обороны страны, решения на государственном уровне экологических проблем, развития общенациональных традиций и других элементов духовной культуры и т.д. К тому же имеет место «взаимопроникновение классовых и общенациональных аспектов государства в рамках каждой из его функций».

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти. Речь идет о повышении эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большинства населения. Для этого требуется, в частности, повысить уровень компетентности и профессионализма работников государственного аппарата, преодолеть бюрократические методы руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демократизма в деятельности всех органов государства, чтобы они на деле защищали интересы самых широких слоев населения страны.

________________________________________________________________________________

Понятие «государство» различно в различных философских системах. Так, Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Г. Гегель полагал, что государство положено извне абсолютной идеей. Т. Гоббс считал, что государство возникает на основе общественного договора по согласию людей для согласования отношений между людьми. Вл. Соловьёв определял государство как организованную жалость. К. Маркс и Ф. Энгельс дают своё понимание государства как аппарата силы для подавления господствующим классом желания и воли эксплуатируемого населения. Такая пестрота воззрений на государство свидетельствует о том, что последовательно научно не продуман ответ на вопрос о его сущности.

Государство существовало не всегда. Оно – результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Термин «государство» ввёл Н. Макивелли.*

Дополнительная информация:

Никколо Макиавелли (1469-1527)- итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Одно из основных сочинений Макиавелли «Государь» - это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал «новому государю» «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Преступления, совершённые во имя Родины, по мнению Макиавелли, - это «славные преступления». С точки зрения Макиавелли, «ни один порядочный человек не упрекает другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами». При этом он призывал уделять особое внимание «общему благу» - общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью.

Основополагающей особенностью всякого общества Макиавелли полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По его мнению, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как социальный институт: «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». Стяжательство, по мнению Макиавелли, - это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у Макиавелли «скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества». Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей Макиавелли предлагал определять с помощью набора понятий virtu – основополагающего достоинства удачливого правителя – способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. Он считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же – удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществлённые в разные времена, результируются принципиально разнокачественно.

Труды Макиавелли знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования – как искусство создания и усиления государственной власти.

____________________________________________________________________

Этот термин означает общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства. В целом, государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной, судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогресса.

Кроме того, в политическую систему включаются различные политические объединения и партии. Политическая система общества в процессе исторического развития изменялась. Она возникла с возникновением первого классового общества – рабовладельческого. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил три основных признака государства: наличие публичной власти; наличие налогов, предназначенных для содержания аппарата власти и решения социальных задач государства; территориальный признак, действие государственной власти на определённой территории.

Государство состоит из следующих органов: органы власти – законодательные и исполнительные, центральные и периферийные; армия; полиция, милиция, органы госбезопасности; суды, прокуратура, тюрьмы; различный чиновничий аппарат (налоговый, отдел народного образования, здравоохранения и др.). В частности, в соответствии с конституцией Российское государство имеет следующую структуру: центральные органы власти (законодательный орган власти – Федеральное собрание, нижняя палата – Государственная дума, верхняя палата – Совет Федерации; исполнительный орган власти – правительство во главе с председателем правительства); периферийные органы власти (Республиканское или областное народное собрание, правительство республики или области во главе с председателем); судебные органы, от центральных до периферийных, включают в себя прокуратуру, судей, адвокатов, тюрьмы; армия, органы госбезопасности, милиция, ФСБ.

Выделяют две основные формы правления государства:

- республиканская (государственные должности избираемые);

- монархическая (власть одного человека, передаётся по наследству).*

Дополнительная информация:

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти - монархия и республика. Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелегитимированная власть главы государства (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституционная монархия характеризуется ограничением его полномочий. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.) (Федосеев А. А. Основные элементы современной политической системы // Основы современной философии. СПб., 1999. С. 299-300.).

Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления - сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); парламентская республика - избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.), полупарламентская республика - избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.). Здесь основой выделения различных форм правления служит правовое положение и соотношение высших органов государственной власти (Федосеев А. А. Основные элементы современной политической системы // Основы современной философии. СПб., 1999. С. 299.).

________________________________________________________________________________

К формам государственного устройства относится простое (унитарное) государство и сложное (федеративное), состоящие из нескольких республик или штатов.*

Дополнительная информация:

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство является единым государством. Оно чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

________________________________________________________________________________

Политический режим характеризует государство в связи с методами осуществления тем или иным классом своего господства. По этому признаку различают государства демократические, тоталитарные, авторитарные, диктаторские. Демократия (греч. demos –народ и kratos – сила, власть) – одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан.*

Дополнительная информация:

Слово "демократия" означает "власть народа". Она имела место и до образования первых государств и существует в деятельности множества различных объединений людей. С возникновением первых классовых обществ, с образованием городов-полисов такого рода непосредственная или прямая демократия существовала в тех местах, где, как считают исследователи, было возможно собрать вместе население численностью не более 5- 6 тысяч: именно при таком (или меньшем) количестве можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить (при необходимости) результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Существует и поныне подобная демократия также и в качестве производственной демократии. Деятельность общественных организаций зачастую подчинена принципу непосредственного демократического управления.

Демократия государственно-политического устройства связана в течение уже многих столетий не с непосредственным участием населения, а с его участием в делах государства опосредованным путем, например, через выборщиков (это так называемая представительная демократия). Государству, имеющему демократический характер, свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. К этим признаваемым многими учеными-обществоведами признакам нередко добавляют другие: функционирование многопартийной системы, высокий уровень жизни населения и т.п. Однако вряд ли можно их считать столь же безусловными, сколь и предыдущие для определения характера того или иного политического режима: многопартийность, к примеру, может существовать и как прикрытие господства в обществе одной партии и произвола диктатора. Следует к тому же иметь в виду, что проявление воли демократического большинства еще не есть гарантия справедливого государства. От демократии до охлократии (власти толпы) - один шаг. Еще Аристотель указывал на то, что демократия может вырождаться в охлократическую власть, пренебрегающую законами, тогда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа.

Сущность демократии - не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ. И еще: меньшинство должно при этом иметь право голоса и право быть услышанным большинством. Американский философ Д. Дьюи писал: "Те же самые силы, что произвели на свет демократические формы правления, всеобщее избирательное право, практику выбора большинством голосов как исполнительных, так и законодательных органов, породили и условия, мешающие осуществлению общественно-гуманитарных идеалов, нуждающемуся в превращении правления в истинный инструмент дружески организованного общества в целом. "Новому веку человеческих отношений" недостает соответствующего институционального обеспечения. Демократическое общество во многом еще находится в зачаточном, неорганизованном состоянии" (Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002. С. 80.). Так что перечисленные выше признаки демократии применительно к государственному режиму являются таковыми лишь в том случае, если они берутся комплексно, в их единстве и при надлежащих условиях.

Известный политический и государственный деятель Великобритании У.Черчилль как-то отмечал, что демократическое государство еще далеко от совершенства. Он добавлял при этом: но человечество пока не придумало ничего лучше.

Подробно рассмотрев положительные и негативные стороны демократии (указано на восемь отрицательных ее моментов), российский философ И. А. Гобозов сформулировал вывод о том, что "современная демократия очень далека от провозглашенных ею целей и принципов... Современная демократия нуждается в коренной реконструкции" (Гобозов А. Философия политики. М., 2002. С. 152.). Какова должна быть подлинная политическая демократия? Некоторые философы разделяют представление о политической демократии, существенные черты которой сводятся к следующему: всеобщие выборы чиновников, кратковременность пребывания их у власти и частое проведение выборов. "Если бы от самих граждан зависело, будет ли пребывать у власти тот или иной государственный чиновник и какое вознаграждение получит он за свою службу,- говорит Д. Дьюи,- то личные интересы чиновников совпадали бы с интересами всего народа - по крайней мере, с той его частью, которая отличается трудолюбием и обладает собственностью. Чиновники, избираемые всеобщим голосованием, будут сознавать, что избрание их на должность зависит от того, насколько истово и умело будут защищать они интересы населения. Кратковременность пребывания на посту и частые выборы обеспечат регулярную отчетность чиновников; день открытия избирательных участков явится для них судным днем. Страх перед этим днем будет вынуждать их к постоянному самоконтролю" (Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002. С. 69.). Вопрос о структуре демократического режима, о его наилучших формах обсуждается и в наше время российскими философами (см., например, работы В. Ф. Халипова, И. А. Гобозова, В. И. Шамшурина).

________________________________________________________________________________

Демократическое государство представляет собой такую структуру, при которой все государственные должности избираются и отчитываются перед своими избирателями. К недемократическим режимам относится авторитарный (от лат. autoritas – власть, влияние), базирующийся на антиправовой концепции и практике властвования. К историческим формам такого режима относятся азиатские деспотии, тиранические режимы древности, абсолютистские режимы средневековья, Нового времени, а также военно-полицейские и фашистские режимы. Такого рода режимы именуются также тоталитарными (от лат. totalitas – цельность, полнота).*

Дополнительная информация:

Тоталитаризм- режим, который контролирует и управляет всеми сферами государственной и общественной жизни и жестоко подавляет все попытки высказать самостоятельное мнение со стороны как индивидов, так и социальных групп; интенсивное функционирование идеологии, претендующей на всеобщность и непогрешимость, радикальное преобразование общества и человека, всего мира, насильственное претворение на практике различных утопий (националистических, социальных, религиозных); постоянная и непрерывная политизация всех членов общества с целью их унификации во имя выполнения поставленных целей; мобилизация всех членов общества для достижения безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе; постоянная борьба с внутренними и внешними врагами; широкое использование террора и тайной полиции в качестве важнейшего инструмента внедрения идеологии в повседневную жизнь каждого человека; ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций, формирование, как правило, одной государственной политической партии, которая руководит массовыми организациями (профсоюзными, молодежными и др.); запрет основных прав, в особенности прав на собрания, демонстрации, свободу печати, свободное развитие науки, искусства и литературы; система централизованного бюрократизма, создание тоталитарной элиты, перед которой беспомощны и члены государственной партии; дуализм и противоречивость деятельности партийных и государственных органов, отсутствие четкого разделения компетенций, приводящее на практике к произволу; тоталитарное господство, как правило, носит ярко выраженный харизматический характер, люди подчиняются вождю, фюреру или религиозному деятелю не только с верой в его непогрешимость и пророческие откровения, но и с любовью. Тоталитарные системы обречены на поражение под влиянием как внутренних причин (развитие производительных сил, науки, техники, искусства требует свободы самовыражения, инициативы и самостоятельности), так и внешних (войны); эти политические режимы сравнительно скоро исторически изживают себя.

Приведем свидетельства нескольких ученых из разных стран, на своем личном опыте переживших всю политическую неприглядность такого режима и акцентирующих внимание при его анализе на тех или иных аспектах тоталитаризма.

И. А. Ильин, "О тоталитарном режиме" (1949): "Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово "тотус" означает по латыни "весь, целый". Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Отсюда явствует, что сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Такая организация управления позволяет придать собственно государственной форме любой вид: советский, федеративный, избирательный, республиканский или иной. Важна не государственная форма, а организация управления, обеспечивающая всеохват; до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачьей лодки и церковной исповедальни. Это означает, что тоталитарный режим держится не основными законами, а партийными указами, распоряжениями и инструкциями. Поскольку законы вообще еще имеются, они всецело подчинены партийным инструкциям, поскольку государственные органы еще с виду действуют, они слагают только показную оболочку партийной диктатуры. Поскольку "граждане" еще существуют, они суть только субъекты обязанностей (но не прав! не полномочий!) и объекты распоряжений, или иначе: индивидуальные люди суть рабочие машины, носители страха и симулянты сочувственной лояльности. Это есть строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Здесь правосознание заменено психическими механизмами - голода, страха, муки и унижения, а творческий труд - психофизическим механизмом рабского надрывного напряжения.

Поэтому тоталитарный режим не есть - ни правовой, ни государственный режим... Он весь держится на животных и рабских механизмах "тела-души"; на угрожающих приказах рабонадзирателей; на их внушенных им сверху произвольных распоряжениях... Это есть рабовладельческая диктатура невиданного размера..." (Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 111-113.).

Французский философ и социолог Р. К. Ф. Арон в книге "Демократия и тоталитаризм", вышедшей на русском языке в 1993 году, обращает внимание на такой признак тоталитаризма наряду с другими, как идеологический террор. "В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, - пишет он,- любое прегрешение в профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат - политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд,- террор, одновременно политический и идеологический" (Арон Р. К. Ф. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 231.). С этим признаком связан первый (по Арону) - возникновение тоталитаризма в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность. В тоталитаризме все его признаки взаимосвязаны. "Определяя тоталитаризм,- пишет Р. Арон,- можно, разумеется, считать главным исключительное положение партии, или огосударствление хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены".

____________________________________________________________________

При тоталитарных режимах власть основывается на однопартийной системе и все пронизывающей, навязанной сверху идеологии. Тоталитарный режим характеризуется тем, что государство контролирует отношения во всех структурных организациях общества. Сам термин «тоталитаризм» ввёл Б.Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Крайней формой тоталитаризма является фашизм (от лат. fascismo, fasio – пучок, связка, объединение) – это открыто террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движений, осуществление насилия над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвлённый аппарат идеологического воздействия, дополняемый системой массового террора. Диктатура – это власть какой-то группы людей над населением страны, узаконенная конституционной формой.

Подводя итог по теме, отметим, что общество в философском осмыслении представляет собой целостную систему, имеющую определённую структуру, в которой выделяются следующие сферы: экономическая, политическая, социальная, семейно-бытовая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, но основу общества составляет экономическая сфера жизни. Источники самодвижения общества заключены, прежде всего, в сфере экономической жизни, в основном противоречии между потребностями и интересами людей и способом удовлетворения этих потребностей и интересов.

Термины, необходимые для запоминания:

Общество - определённая совокупность людей, находящихся в определённых связях и отношениях.

Общественные отношения – это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству.

Общественная структура - вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе.

Способ производства – это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальные блага.

Производственные отношения – отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ.

Род – коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя.

Племя – общность людей, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т.п.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований.

Политика (др. греч. – дела государства) – это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.

Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной, судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогресса.

Демократия (греч. demos –народ и kratos – сила, власть) – одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан.

Вопросы для закрепления материала:

1.Что понимается под обществом?

2.Дайте определение понятию общественных отношений.

3.Какие виды отношений выделяют в обществе?

4.Дайте определение общественной структуры.

5.Какие отношения включаются в общественную структуру?

6.Перечислите сферы жизнедеятельности общества.

7.Какие науки относятся к общественным?

8.Какими науками изучается каждая сфера жизни общества?

9.Что понимается под экономической сферой жизни общества?

10.Дайте понятие экономического сознания.

11.Какие компоненты составляют сферу социально-классовых

отношений?

12.Что понимают под национальным сознанием?

13.Какова структура политической сферы жизни общества?

14.Что понимается под политической системой общества?

15.Назовите основные признаки государства.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: