Вопрос 2. Государство в политической системе общества

Понятия «государство»и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулирую явления политической жизни, через общеобязательные положения. Именно государство выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь при этом правовыми нормами и аппаратом принуждения, для упорядочения жизнедеятельности общества.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных по­литических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

1. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государствен­ная власть распространяется на все население в пределах опреде­ленной территории. Целостность общества и взаимосвязь его чле­нов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верхо­венством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

2. Государство является выразителем воли своего народа и его официальным представителем на международной арене, в отношени­ях с другими государствами. Ни одна другая организация, партия, движение не обладают такими правами и возможностями.

3. Государство представляет собой особую организацию полити­ческой власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обще­ством. Механизм государства представлен институтами законодатель­ной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство приме­няет также принуждение, осуществляемое с помощью органов на­силия — армии, служб охраны порядка и безопасности, органов УИС.

4. Государство организует общественную жизнь на основе пра­ва. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанав­ливает общие нормативы, общеобязательные для всех правила пове­дения, тем самым устанавливая необходимый обществу правопоря­док, в условиях которого могут нормально функционировать все дру­гие организации, обеспечиваться права и свободы человека. Неде­мократическое государство может ограничивать деятельность неугод­ных ему организаций и ограничивать права и свободы человека;

5. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верхо­венстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обла­дании рядом исключительных прав, например правом издания за­конов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

6. Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

7. Государство обладает многими монопольными правами и воз­можностями, в его компетенции находятся: законотворчество, граж­данство, установление денежной единицы, охрана границы, приня­тие бюджета и т.д. — то, что позволяет ему быть и особым и главным звеном в политической системе общества.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформиро­вались в структуре институтов государственной власти, их специа­лизации и дифференциации. Соотношение институтов законода­тельной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, за­крепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охраны окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, на­против, характеризуются всепроникающей способностью государ­ства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, "сдержек и противовесов" трех ветвей власти, специализация политических ро­лей и функций, верховенство права.

Таким образом, не противопоставляя государство всем другим объединениям, не уменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного звена и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью все структурные элементы, вы­полняет личность, в то время как особым звеном является госу­дарство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: