Понятия «государство»и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулирую явления политической жизни, через общеобязательные положения. Именно государство выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь при этом правовыми нормами и аппаратом принуждения, для упорядочения жизнедеятельности общества.
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.
1. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.
|
|
2. Государство является выразителем воли своего народа и его официальным представителем на международной арене, в отношениях с другими государствами. Ни одна другая организация, партия, движение не обладают такими правами и возможностями.
3. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности, органов УИС.
4. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанавливает общие нормативы, общеобязательные для всех правила поведения, тем самым устанавливая необходимый обществу правопорядок, в условиях которого могут нормально функционировать все другие организации, обеспечиваться права и свободы человека. Недемократическое государство может ограничивать деятельность неугодных ему организаций и ограничивать права и свободы человека;
|
|
5. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
6. Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.
7. Государство обладает многими монопольными правами и возможностями, в его компетенции находятся: законотворчество, гражданство, установление денежной единицы, охрана границы, принятие бюджета и т.д. — то, что позволяет ему быть и особым и главным звеном в политической системе общества.
На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охраны окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, "сдержек и противовесов" трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права.
Таким образом, не противопоставляя государство всем другим объединениям, не уменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного звена и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью все структурные элементы, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.