Вопрос 2. Учение о вещах

ВОПРОС 1. Права вещные и обязательственные

Тема 6. Вещное право

Цель: Познакомить с институтом вещного права

Ключевые слова: вещь, владение, держание, право собственности, интердикты, виндикационный иск, негаторный иск, первоначальные способы приобретения права собственности, производные способы приобретения права собственности, сособственность

План лекции:

  1. Права вещные и обязательственные.
  2. Учение о вещах.
  3. Владение
  4. Понятие права собственности и развитие этого института в Риме
  5. Приобретение и утрата права частной собственности
  6. Сособственность
  7. Защита права собственности

Римляне различали иски вещные (actions in rem) и иски личные (actions in personam).

В основе всего вещного права лежало несколько фундаментальных принципов, определявших, в свою очередь, содержание в целом вещных правоотношений.

Во-первых, сущность вещных правоотношений раскрывалась через по­нятие вещи. В данной связи вещное право можно определить как абсолют­ное право лица на манипуляции с вещью (имуществом). Следовательно, к вещным правоотношениям могут быть отнесены только те отношения, кото­рые непосредственно связаны с вещными, имущественными правами лица. Все остальное составляло содержание иных правоотношений.

Во-вторых, характер, объем, и содержание манипуляций лица с вещью различены. Как следствие, существовали различные режимы, институты внут­ри вещных отношений, образовавших систему вещных прав:

Право собственности, владения и держания.

Право на чужую вещь.

В-третьих, вещное право, как отмечалось, - это абсолютное право лица, то есть ему противостоит неограниченный и неопределенный, в отличие от обязательственных правоотношений, круг субъектов вещных правоотношений, которые не вправе посягать и ограничивать его право.

В-четвертых, лицо относительно вещи имеет то, что в современной циви­листике называется "вещное право следования". То есть лицо продолжает сохранять на вещь всю полноту своих прав, когда она перешла к другому помимо его воли, находится у третьего лица незаконно, или же вещь на законных основаниях переходит не на условиях права собственности.

В-пятых, в отличие от других видов частноправовых отношений, круг вещных прав довольно четко определен. Лица - субъекты вещных прав - не вправе самостоятельно создавать другие разновидности вещных прав.

Понятие вещь (res) у римлян охватывало всякое имущественное благо

Римская трактовка вещи включала как бы несколько самостоятельных структурных положений.

Во-первых, это собственно юридическое определение вещи как обособленной части внешнего мира, ставшей предметом юридического господства

Во-вторых, с целью более полной характеристики вещи данное понятие раскрывалось еще при помощи таких понятий, как плоды, то есть результаты органического развития вещи или ее хозяйственной эксплуатации, доходы - плоды и другое имущество, имеющее материальную ценность.

Наконец, все вещи как существовавшие, так и могущие возникнуть, разделялись на два рода:

Вещи божественного права - вещи, изъятые из оборота, по при­чине того, что посвящены богам и обладают, в связи с этим, священ­ным значением

Среди них выделяли:

священные (res sacrae) -вещи, посвященные богам (храмы, дары), имеющие общественную зна­чимость (городские стены, ворота);

религиозные (геs геligiosae) -те, которые «делает... всякий по собственному усмотрению, лишь только он предаст земле покой­ника».

Вещи человеческого права те, которые находятся в коммерческом обороте

Среди них различали:

публичные вещи (геs publicae) принадлежат римскому народу, связи с этим фактически изъяты оборота, так как не могут быть предметом сделок, обязательств, частных лиц; сюда, таким образом, относятся реки, моря, гавани, общественные сооружения и т.п.;

частные вещи (гes privatae) находятся в собственности частных (отдельных) лиц, то есть находятся в коммерческом оборот

Сугубо римским осталось деление вещей на манципируемые (res mancipi) неманципируемые (res nec mancipi), которое имело для римлян преобладающее значение.

Римский юрист Ульпиан дает исчерпывающий перечень манципируемых вещей (Ulp., Reg., 19, 1). Это имения на италийской земле, как сельские (поле), так и городские (дом), а также права сельских имений (право прохода, проезда, прогона скота, прокладки водопровода); рабы и четвероногие, которые приручаются под седлом или ярмом (быки, лошади, мулы, ослы). Причем дикие животные не могли стать манципируемыми даже в случае приручения, поскольку рассматривался весь вид животных в целом, а не отдельные особи. Другие виды вещей римляне классифицировали следующим образом:

- вещи, находящиеся в обороте (res in commecio), и вещи, изъятые из оборота (res extra commecio).

- вещи, закрепленные исключительно за государством (res publicae), такие как государственная земля или государственные рабы и священное имущество (res sacrae и res religiosal), составлявшее собственность религиозного культа.

- вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (immobiles). К движимым вещам относились любые пространственно-перемещаемые, в том числе, самостоятельно передвигающиеся вещи (скот или рабы). К недвижимым вещам относились земля и все связанное с землей, например, постройки.

- вещи, индивидуально определенные (species) и определенные родовыми признаками (genera).

- вещи потребляемые (res quae usu consumator) и непотребляемые (res quae usu non consumator).

- вещи делимые и неделимые.

- вещи простые, составные и собирательные.

- плоды естественные (fructus naturales) и плоды цивильные (fructus civiles).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: