Концепция управления впечатлениями
Концепция символического интеракционизма
Концепция социального обмена
Теории социального взаимодействия
Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
Концепция | Автор | Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как: |
1. Социального обмена | Дж. Хоманс | Обмен материальными и нематериальными ценностями |
2. Символический интеракционизм | Дж. Мид, Герберт Блумер | Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей |
3. Управление впечатлениями (социодраматический подход) | Эрвин Гоффман | Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ. |
Основные идеи концепции социального обмена:
В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.
|
|
Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.
Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.
С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
|
|
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.