Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
По каналу передачи
По источнику сообщения
По характеру аудитории
Виды социальной коммуникации
Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация
Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.
Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
Процессы изменений в культуре
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
· стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
· развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
· планомерное развитие
|
|
· заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
· Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Социальная коммуникация это:
· передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
· процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
· механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
1. поведенческий эффект
2. оценочные (аксиологические) эффекты
3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
4. познавательный (когнитивный) эффект
· межличностная (индивидуализированная)
· специализированная (групповая)
· массовая
· официальная (формальная)
· неформальная
· вербальная
· невербальная
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
|
|
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.