double arrow

Ценовая эластичность спроса и расходы покупателей

Общие расходы покупателей на приобретение продукции (Е) определяются как произведение цены продукции на ее количество (Р × Q). Расходы покупателей равняются общей выручке продавцов от реализации продукции (R). Поэтому все выводы относительно зависимости расходов покупателей от ценовой эластичности спроса относятся также и к общей выручке продавцов.

На рис. 2.14 представлена линейная функция спроса с участками эластичного и неэластичного спроса. Представим, что на верхнем участке (где спрос эластичный) происходит снижение цены с P a до P b и, соответственно, увеличение реализации продукции с Q a до Q b. В результате расходы покупателей и выручка продавцов меняются. Это изменение показано изменением площадей прямоугольников. Площадь первого из них (P a aQ aO) равна E a= R a = (P a × Q a), тогда как площадь второго (P b bQ bO) равна E b= R b = (P b × Q b). Весь вопрос в том, какая из них больше.

Рис. 2.14. Эластичность спроса и расходы покупателей (выручка продавцов).

Когда спрос эластичный, то относительное изменение количества пользующегося спросом блага больше относительного изменения его цены. В результате изменение количества оказывает большее воздействие на расходы покупателей (выручку продавцов), чем изменение в цене. В итоге на эластичном участке линии спроса:

а) когда цена падает, количество блага увеличивается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) растут (на рис. 2.14 прямоугольник P b bQ bOбольше прямоугольника P a aQ aO). Расходы покупателей сокращаются на площадь прямоугольника P a akP b за счет снижения цены, но зато увеличиваются на площадь большего прямоугольника Q a kbQ b за счет увеличения покупок.

2) И, наоборот:

б) когда цена растет, количество блага снижается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) падают.

Противоположная картина наблюдается на неэластичном участке спроса, например, cd.

На неэластичном участке спроса:

а) когда цена падает, количество блага увеличивается в относительно меньшей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) падают (на рис. 2.14 прямоугольник P d dQ dOменьше прямоугольника P c cQ cO). Расходы покупателей увеличиваются на площадь прямоугольника Q с ldQ d за счет увеличения покупок, но зато cнижаются на площадь большего прямоугольника P с сlP dза счет уменьшения цены. И, наоборот:

б) когда цена растет, количество блага снижается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) растут.

Рассмотренные зависимости между изменениями цены и расходами покупателей (выручкой продавца) сведены в таблицу 2.5.

К этому можно добавить, что расходы покупателей (выручка продавца) максимизируются при единичной ценовой эластичности спроса.[4]

Выявленные здесь закономерности имеют большое практическое значение для ценовой политики предприятий. Пока мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то возможности таковой отсутствуют. Однако в реальности предприятие нередко хоть в какой-то мере влияет на рыночные цены, конкуренция является несовершенной. Отсюда руководство предприятий должно хотя бы приблизительно представлять связь между изменением цены на их продукцию и объемом выручки. А это, в свою очередь, требует знания ценовой эластичности спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: