double arrow

Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов


Основные вопросы рыночной организации производства - Что производить? Как производить? Для кого производить? решаются через механизм спроса и предложения. Интуитивное представление о "спросе" имеют все: это-потребность в определенных благах. В экономической же теории обычно подразумевают платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос- потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя, следовательно, в рамках

спроса взаимодействие: производитель — потребитель

приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие: покупатель продавец.

Математически эта зависимость была сформулирована А.Курно в 1838 г. и называется законом спроса.

Закон спроса.

Между ценой и количеством покупаемого товара существует обратная зависимость, т.е. чем. ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.

Графической иллюстрацией этого закона является кривая спроса.

Кривая спроса- это кривая, все точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.




Отложив по вертикальной оси цену товара Р, а по горизонтальной
величину спроса Q, мы получим кривую спроса D.

Р (price) - цена;

Q(quantity)-количество
покупок;

D (demand) - спрос.

График кривой спроса
показывает, что происходит с
величиной спроса, когда все
факторы, кроме цены, неизменны.

Необходимо различать

1) изменение величины спроса, которое происходит вследствие изменения цены товара и графически выглядит, как движение по кривой спроса вверх или вниз;

2) изменение спроса, которое происходит под влиянием "прочих факторов" и графически выглядит, как сдвиг кривой спроса вправо или влево, независимо от цены.

Неценовые факторы (детерминанты), воздействующие на спрос:

  Потребительские ожидания  
Вкусы и доходы потребителей Спрос Число покупателей
  Цены на товары заменители  

Вот прекрасный пример влияния изменившихся вкусов на спрос. Мало кому известно, что замечательный американский актер Кларк Гейбл в 30-е годы стал виновником революции в производстве мужского нижнего белья. В одном из эпизодов фильма "Это случилось однажды ночью", где он играл главную роль, он надевал верхнюю рубашку на голое тело. Популярность Гейбла была настолько велика, что на следующий день огромное число мужчин перестало надевать нижнюю рубашку, и спрос на них катастрофически упал.

Теперь посмотрим на связь между ценой и количеством продаж, т.е. с позиций продавца.

Закон предложения.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.



Графической иллюстрацией закона предложения является кривая предложения.

Кривая предложения -это кривая, показывающая количество товара, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

При построении кривой предложения S по вертикальной оси откладывается цена товара Р, по горизонтальной - количество продаж, чина предложения Q.

s Р (price) - цена;

Q (quantity) - количество продаж;

l lVEJ1KTBaNAf+AAjK06d0x0zernIKo3W2GnLP75E8Jwf03IlqAcrGabTg20xr/Y2JK+Ew4O6gM7B 2ovnw6g3mg6nw7gT9y+mnbiX552XsyzuXMyiy0H+Is+yPProqEVxUnJKmXDsjkKO4r8TyuFK7SV4 kvKpDeFTdN8vIHt8e9J+sG6We1UsJN3O9XHgoF1/+HDP3OU434N9/jeY/AIAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhAMZg3t/aAAAABQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FLw0AQhe+C/2EZwYvY3Qas NWZTiuDBo23B6zQ7JtHsbMhumthf7+hFT8PjPd58r9jMvlMnGmIb2MJyYUARV8G1XFs47J9v16Bi QnbYBSYLXxRhU15eFJi7MPErnXapVlLCMUcLTUp9rnWsGvIYF6EnFu89DB6TyKHWbsBJyn2nM2NW 2mPL8qHBnp4aqj53o7dAcbxbmu2Drw8v5+nmLTt/TP3e2uurefsIKtGc/sLwgy/oUArTMYzsouos rDKZkuTKALHX5h7U8VfqstD/6ctvAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAAT AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/W AAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGUMy/lM AgAAVQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAMZg 3t/aAAAABQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAApgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMA AACtBQAAAAA= "/> A S (supply) - предложение.

В


Когда говорят о предложении, то имеют в виду всю кривую предложения. График кривой предложения показывает,что происходит с величиной предложения, когда все другие факторы, кроме цены, неизменны. Если же они изменяются, то кривая предложения меняет свое положение, сдвигаясь вправо или влево. Кривая предложения всегда имеет положительный наклон, т.к. предложение и цена всегда изменяются в одном направлении.



Необходимо различать

1) изменение величины предложения, которое происходит при изменении цены и выглядит графически как движение точек по кривой предложения вверх или вниз. При этом само предложение не меняется.

2) изменение предложения, которое происходит под влиянием прочих факторов при той же цене и выглядит графически как сдвиг кривой предложения вправо или влево.

Неценовые факторы (детерминанты), воздействующие на предложение.

Цены на экономические ресурсы Потребительские ожидания Цены на другие товары
предложение
Технология производства Число товаропроизводителей Налоги и субсидии

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения, где и устанавливается равновесная цена.

Равновесная цена — это цена, по которой продавец согласен продать
товар, а покупатель его купить.

А что произойдет, если цена окажется ниже или выше равновесной?
Если Цена будет ниже равновесной, то возникает дефицит продукции, т.е.,
образно говоря, большему количеству денег противостоит меньшее
количество товаров. Если же цена будет выше равновесной, то всю
произведенную продукцию не удастся продать, и возникнет затоваривание.
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное
время. В условиях свободных цен цена в скором времени установится на
уровне равновесной. Почему? Да потому, что, если цена на рынке установится
на уровне ниже равновесной, то начнется конкуренция между покупателями,
выражающаяся в очередях, талонах, покупках из-под прилавка, ведь по такой
цене продавцы не будут продавать свой товар. Выиграют эту конкуренцию те
покупатели, которые предложат большую цену за товар, что и будет двигать
цену вверх, до уровня равновесной. Если цена окажется выше равновесной,
начнется конкуренция среди продавцов, желающих предложить свой товар.
На рынке окажется много товаров и мало денег. Эту конкуренцию выиграют
те продавцы, которые снизят цену на свой товар, что будет двигать цену вниз до уровня равновесия


В точке пересечения Е объем предложения будет равен объем спроса и установится равновесная цена, удовлетворяющая и покупателей и продавцов. При любой цене ниже равновесной излишек спроса (конкуренция покупателей) будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос (конкуренция продавцов), и цена начнет снижатьсядо уровня равновесия.

Товарный дефицит- ситуация, возникающая на рынке в случае, когда цена товара ниже реального соотношения спроса и предложения. Большему количеству денег противостоит меньшее количество товаров, что проявляется в хорошо знакомые очереди.

Затоваривание -ситуация, возникающая на рынке в случае, если цена товара слишком высока по отношению к соответствующей величине спроса, качеству и полезности товара, который мертвым грузом лежит на полках магазинов и складов.

Вот так действует стихийный механизм установления рыночной цены. Каждый экономический агент - и производитель, и потребитель - стремится к личной выгоде. Производитель стремится продать товар подороже, а покупатель — купить подешевле. И в процессе конкурентной борьбы между потребителями и производителями, а также между самими покупателями и продавцами формируется рыночная цена, которая устраивает всех.

Как изменится выручка продавца, если он повысит цену? На первый взгляд, ответ очевиден - увеличится. Однако это не всегда так. Ведь многое будет зависеть от того, как сильно изменится спрос при повышении цены. Спрос на одни товары (например, первой необходимости) упадет незначительно, на другие же (например, предметы роскоши) может упасть очень сильно.

Общая выручка, получаемая продавцом от реализации продукции, определяется как PxQ. Взаимодействие Р и Q получило название "эластичности спроса".

Эластичность это интенсивность реакции спроса на изменение цены. Она

спроса - показывает, на сколько % изменится спрос при изменении

цены на 1%.

Коэффициент эластичности спроса: Ed= :

где AQ — изменение количества продукции;

АР - изменение цены.

Ed всегда будет иметь отрицательное значение, т.к. спрос и цена изменяются в противоположных направлениях.

Виды ценовой эластичности спроса

  Ed > 1 эластичный спрос Это такая реакция рынка на снижение цены, при которой общая выручка от реализации товара возрастает.
    Ed = 1 единичная эластичность   Это такая реакция рынка на снижение цены, при которой общая выручка от реализации товара остается неизменной, т.е. снижение цены в точности компенсируется ростом количества покупаемых товаров.
    Ed < 1 неэластичный спрос   Это такая реакция рынка на снижение цены, при которой снижение цены вызывает незначительный рост покупок, а общая выручка падает.
    Ed = 0 абсолютно неэластичный спрос Это такой спрос, который практически не изменяется при любом уровне цен, то есть приобретается одно и тоже количество продукции. Например, соль, водка, инсулин для больных диабетом. Графически это может быть представлено в виде вертикальной линии
  Ed = +∞ абсолютно эластичный спрос Это такой спрос, когда при любом незначительном изменении цены спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. Например, спекулятивные покупки валюты, ценных бумаг при сниженном курсе в ожидании его быстрого подъема, спрос на рынке совершенной конкуренции.. Графически это может быть представлено в виде горизонтальной линии.

графики основных типов

эластичности спроса:

Известны так называемые «сюрпризные» варианты эластичности спроса. Назовем некоторые из них:

1) Торговля незаменимыми товарами, т.е. товарами абсолютно неэластичного спроса (водка, спички, соль и т.п.). Их будут покупать столько,сколько надо потребителям, практически независимо от уровня цен. Именно такие товары государству выгодно облагать акцизом, поскольку постоянство дохода здесь практически гарантировано.

2) Товары, потребность в которых при данном уровне цен достаточно насыщена. В таких случаях применяется «шокирующее» снижение цены для стимулирования увеличения спроса (например, распродажа по сниженным ценам).

3) Случаи возрастания спроса в условиях растущих цен характерны для ситуации заметного падения уровня жизни. Впервые это явление было описано английским экономистом прошлого века Робертом Гиффеном. Он изучал историю голода в Ирландии и обнаружил странную вещь. Когда правительство, решив сократить спрос населения на картошку (основное блюдо бедняков), повысило на нее цены, спрос не только не упал, но даже возрос. Причина "феномена Гиффена" проста - картофель в тот голодный год был предметом первой необходимости, и чтобы купить его, ирландские бедняки готовы были отказаться от других покупок и сэкономленные деньги несли торговцам картофеля, боясь дальнейшего роста цен и пытаясь купить его побольше впрок.

4) Случается, что рост цен вызывает увеличение спроса и на престижные товары, которые люди покупают для того, чтобы подчеркнуть свое высокое общественное положение или деловой успех. Вот как пишет об этом известный корейский предприниматель Ким Ен Чхоль, создавший в Англии фирму по производству роскошных автомобилей: "Богатые люди мирового уровня проявляют к автомобилям особый интерес. Денег у них много, и им хочется иметь такие машины, каких нет у других. Они любят гордиться диковинками в своих коллекциях".

5) В условиях инфляции и инфляционных ожиданий спрос может возрастать при росте цен, т.к. потребители опасаются еще более высоких цен. Возникает так называемый ажиотажный спрос.

Рассмотрим теперь- эластичность спроса по доходу. Общее положение, характеризующее взаимосвязь дохода и спроса - чем выше доход, тем больше спрос. Однако разные товары при изменении дохода ведут себя по-разному. С этой точки зрения выделяют три основные группы товаров.

1) Продовольствие. Здесь можно выделить три этапа по мере роста дохода. Первый этап характеризуется быстрым ростом спроса, коэффициент эластичности которого больше единицы. Второй этап характеризуется стабилизацией объема спроса, который совершенно неэластичен. Однако при стабильном общем объеме спроса происходит перестройка его структуры, идет переход на более качественные продукты питания. Третий этап характеризуется снижением спроса по количеству приобретаемого продовольствия, хотя затраты на него увеличиваются за счет приобретения продуктов высокого качества. Немецкий статистик Эрнест Энгель сформулировал закон, получивший его имя.

Закон Энгеля: Чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего ранга. Доля дохода, расходуемого на питание, может служить показателем уровня благосостояния населения.

2) Стандартные промышленные товары. Спрос на эти товары также обнаруживает три этапа изменения по мере роста дохода. Первый этап характеризуется быстрым ростом покупок этих товаров и насыщением потребления. Поэтому на втором этапе наступает стабилизация объема закупок. Одновременно происходит замена имеющихся предметов на аналогичные, но более высокого качества. На третьем этапе снова начинается быстрый рост закупок как по причине повышения качества потребления, так и под воздействием моды и понятий социального престижа (материальные стандарты более высоких слоев общества). Семье теперь нужен не один телевизор, а более, не один автомобиль, а у каждого взрослого члена семьи, одежда не стандартная, а от модного модельера и т.п.

3)Высококачественные товары и услуги длительного пользования. Спрос на эти товары обладает очень большой эластичностью по доходу. Практически нет ограничений для увеличения спроса на дома, автомобили, дорогую мебель, дорогостоящие развлечения, путешествия и т.п. Ограничениями в подобном спросе являются лишь объем дохода, редкость предметов, а также затраты на их охрану.

Эластичность предложения — соотношение между относительным изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества товара. Это интенсивность реакции предложения на изменение цены.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по такой же формуле, что и коэффициент эластичности спроса, но в отличие от него всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложение всегда изменяются в одном направлении.

Все цены на рынке тесно связаны между собой. Изменение цены одного товара через множество звеньев может оказать влияние на цены других товаров. Существует три основных типа взаимосвязей в системе цен.

Эффект это связь между ценами товаров, которые дополняют друг

дополнения: друга по своим потребительским свойствам, то есть

потребление одного товара предполагает потребление другого (чай — сахар, автомобиль - бензин).

Цены на взаимодополняемые товары изменяются в противоположном направлении.

Эффект-это связь между ценами товаров, которые замещают друг

Замещения: друга по своим потребительским свойствам, то есть при

отсутствии одного товара можно использовать его заменитель (чай — кофе, трамвай - троллейбус).

Цены на взаимозаменяемые товары изменяются в одном направлении.

Эффект это связь между ценами не связанных

дохода: потребительским свойствам товаров через расходы потребителей. Так как доход потребителя всегда ограничен, при повышении цены на товары неэластичного спроса, денег на другие товары становится меньше, спрос на них падает, а значит, цена снижается. При понижении цены на товар неэластичного спроса расходы на него уменьшаются, остается больше денег на покупку других товаров, спрос на них повышается, а значит, растут и цены.

Перекрестная (косвенная) эластичность позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт b .Коэффициент перекрестной эластичности Еаb равен отношению процентного изменения количества продукта а к процентному изменению цены продукта b.

Практическое применение анализа эластичности разнообразно.

Во-первых, вопрос об эластичности спроса на товар может возникнуть на переговорах профсоюза и корпорации об уровне заработной платы. Если эластичность спроса на товар высока, то можно повысить заработную плату и “снизить цену на товар.

Во-вторых, неэластичность спроса на большую часть сельскохозяйственной продукции (Ed = 0,2) позволяет наращивать выпуск продукции при незначительном снижении цен.

В-третьих, характер воздействия автоматизации на уровень занятости

зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Если спрос

эластичный, то никто из рабочих назад в производство "втянут" не будет.

В-четвертых, при выборе товаров и услуг для обложения акцизным итогом правительство учитывает эластичность спроса на них: налогами облагаются товары неэластичного спроса (алкоголь, сигареты).

В-пятых, федеральный закон о минимальной заработной плате, которая тле равновесной, ограничивает найм рабочей силы и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет, эластичность спроса на которых мала (Ed = 0,15-0,25). Поэтому доход, приобретаемый занятыми, оказывается больше дохода, теряемого безработными. Если бы спрос на труд молодых был эластичным, то аргументы критиков закона были бы более убедительными.

В-шестых, эластичность спроса и предложения влияет на последствия установления государственных цен на товары. Ограничение цены сверху приводит к дефициту и, если это предмет первой необходимости с неэластичным спросом, например, масло, то наряду с бюрократическим контролем существует "черный рынок", где товары продаются по ценам выше установленного предела. Ограничение цены снизу приводит к образованию излишков продукции, причем, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше затоваривание. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации, например, определив предельные посевные площади под культуру.

Дефицит товаров, неизбежно порождаемый установлением цен ниже равновесной, предоставляет выигрыш не всем, а только тем из покупателей, кто сможет купить или получить дешевый товар по особым каналам. То есть выгоды от государственного регулирования цен для отдельных потребителей и производителей сопровождаются потерями для общества и, что самое главное, губят его экономическую мораль - явление неосязаемое, но чрезвычайно важное для нормального развития любой страны.







Сейчас читают про: