Формирование индивидуального и рыночного спроса

Теория полезности и анализ потребительских предпочтений. Равновесие потребителя: принятие решений об оптимальном выборе. Ординалистский и кардиналистский подход к изучению потребительского поведения.

Теория потребления исходит из того, что цель каждого потребителя - максимизация полезности, т.е. каждый покупатель (потребитель) стремиться приобрести на свой доход (бюджет) такой набор благ и в таком количественном соотношении, чтобы в наиболее полной мере удовлетворить свои потребности (запросы). Поэтому главная задача, или цель, теории потребления, в раскрытии способов максимизации степени удовлетворения потребителями своих запросов, т.е. выигрыша от покупок. В этой связи встает проблема потребительского выбора (рационального) и факторов, влияющих на него. Такими факторами являются потребительские предпочтения, а также величина дохода и цены товаров и услуг.

При анализе проблемы исходят из экономической модели потребительского выбора, которая строится на таких предположениях относительно индивидуальных предпочтений, как возможность оценки (измерения) потребителем субъективной полезности благ; его способность сравнивать и ранжировать альтернативные наборы товаров, а значить определять приоритеты; предпочтительность большего количества товара меньшему; транзитивность предпочтений. При этом транзитивность предпочтений означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а последний - набору С, он тем самым предпочитает набор А набору С. Транзитивность также подразумевает, что если человек не делает различия между альтернативами А и В, между В и С, то тогда он не должен делать различия и между А и С.

Решающим фактором, мотивирующим поведение и определяющим потребительские предпочтения и выбор, является полезность. Полезность - это получаемые людьми от потребления блага полезные эффекты, т.е. определенное удовлетворение (удовольствие), отражающее факт реализации их запросов, или потребностей. Полезность — удовлетворение, получаемое индивидом в ре­зультате потребление блага. Прежде всего, следует различать общую полезность. Общая, или совокупная, полезность есть величина, характеризующая итоговую (суммарную) удовлетворенность от потребления данного количества благ за определенный период времени

Однако, ограничиваться лишь понятием общей полезности нельзя. Замечено, что по мере насыщения потребностей и повышения общей полезности, напряженность каждой отдельной потребности убывает. Другими словами, по мере увеличения количества потребляемых благ и удовлетворения соответствующей потребности полезность каждой последующей единицы каждого блага (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней, или дополнительной, единицы блага называется предельной (маржинальной) полезностью. Т.е. предельная полезность определенного блага представляет собой удовлетворение (величину дополнительной полезности), получаемое потребителем каждой новой дополнительной единицы блага при постоянстве всех других факторов потребления. Предельная полезность — прирост общей полезности при уве­личении потребления некоторого блага на единицу. Совокупная полезность TU получает количественную связь с предельной полезностью MU:

.

Таким образом, предельная полезность определенного блага есть добавочная, дополнительной полезность, от потребления каждой новой единицы блага. Данная зависимость находит отражение в сформулированном экономистами принципе (законе) убывания предельной полезности, суть которого состоит в том, что чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Относительные цены отражают предельную полезность. Поэтому покупатель ведет себя рационально, согласно теории потребительского выбора, если стремится извлечь максимальную пользу из имеющихся в его распоряжении денег, т.е. он всегда предпочитает приобрести такой набор товаров, который обеспечивает получение наибольшего удовлетворения. Расходуя каждую денежную единицу и стремясь при этом увеличить общую полезность, потребитель рано или поздно достигает положения, при котором предельная полезность на денежную единицу, потраченную на разные товары, уравнивается. Это будет означать достижение состояния потребительского равновесия. Потребительское равновесие есть ситуация при которой потребитель не может больше увеличить общую полезность, расходуя свой бюджет на дополнительную единицу любого товара.

Потребительское равновесие достигается, когда отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Если обозначить предельную полезность через MU, то потребительское равновесие обеспечивается в случае равенства:

MUx/Px = MUx/Py =... = MUn/Pn.

Это равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности – равновесие достигается, если выполняется «правило последнего доллара»: предельные полезности на 1 (доллар, рубль, йену и т. д.) затрат, которые извлекает потребитель, приобретая любое благо, должны быть равны. То есть MUX /PX = MUY /PY, где MUX и MUY — пре­дельные полезности последних приобретенных единиц благ X и Y, а Рх и PY — цены соответствующих благ.

Кардиналистский подход к теории потребительского выбора решил вопрос о количественной оценке полезности. Это позволило ответить на два вопроса, первый как количественно оценить полезность и как субъективная оценка полезности и ее связь со спросом и ценой превращается в закономерность.

Кардиналистский подход предложил виртуальные единицы оценки полезности, которые не могут быть связаны с реальной практикой. Однако если такая оценка остается абсолютно безнадежной для предметов потребления, то оценка полезности и предельной полезности для факторов производства – это широко и активно используемая практика вплоть до сегодняшнего дня. Таким показателем полезности и предельной полезности факторов производства выступает их производительность и придельная производительность. Последняя и будет определять спрос на факторы производства и их цены на рынке. Но об этом пойдет речь в специальной теме.

Второй вопрос, как субъективная оценка полезности, влияя на спрос и цены, превращается в объективный закон спроса. Поскольку субъективная оценка полезности принимает постоянно повторяющееся экономическое явление, которое отражает причинно – следственную связь между полезностью, спросом и ценой в действиях доминирующей массе людей, постольку эта связь принимает форму объективного экономического явления, экономического закона спроса.

Рассмотрим это явление на гипотетическом примере, исходя из возможности количественной оценки полезности и при условии, что полезность любой денежной единицы остается величиной постоянной.

Совокупную полезность (TU), предельную полезность (MU) в зависимости от количества благ (Q) представим в виде таблицы. Предадим предельной полезности денежное выражение, исходя из условия - 2 ед. предельной полезности равны 1 руб.

Кол–во товара А Q Общая полезность ТU Предельная полезность MU Полезность выраженная в рублях
TU (руб.) MU (руб.)
         
         
         
         
         

Представим данные по предельной полезности (MU) в единицах полезности и в рублях и рассмотрим, каким образом полезность связывается со спросом, а спрос влияет на цену.

График предельной График предельной

полезности в единицах полезности в рублях.

полезности.

Рис. 27. Предельная, общая полезность и цена

Предельная полезность каждой последующей единицы блага будет ниже предыдущей. Покупатель согласен приобретать последующую единицу блага, если цена последней будет увязана с ее полезностью. И на этом основании можно сделать вывод о том, что линия предельной полезности (MU) есть линия спроса, которая и отражает действие закона спроса. Во взаимосвязи с теорией полезности это будет звучать так: со снижением полезности будет снижаться цена, а со снижением цены будет расти величина спроса.

Связанные с полезностью благ потребительские предпочтения могут быть представлены графически как кривые безразличия, что особенно важно, если исходить из того, что полезность не может быть численно измерена с точки зрения ординалистского подхода (Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс).

Кривая безразличия показывает все возможные комбинации различных благ, выбор среди которых безразличен, потому что они обеспечивают одинаковую полезность для потребителя. Построить кривую безразличия можно на базе набора благ, в который входит лишь два товара, различные комбинации которых обычно заданы в таблице. Если учесть другие возможные варианты сочетания двух благ, то получим множество (семейство) кривых безразличия. При этом, чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия и обычно изображаются графически.

В наборе из двух благ потребление одного из них можно увеличить за счет сокращения потребления другого. Количество одного товара (Х), от которого готов отказаться потребитель ради увеличения потребления другого (Y) на дополнительную единицу ничего при этом не потеряв в полезности, называется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution - MRS):

MRS = - ΔX / ΔY.

Предельная норма замещения ( MRS) — количество одного бла­га, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения по­требления другого блага на единицу. При бесконечно малых из­менениях объемов благ предельная норма замещения становится характеристикой (тангенсом) угла наклона касательной к кривой безразличия.

Ординалистская (порядковая) концепция полезности утвержда­ет, что нет необходимости в измерении величины полезности. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень по­лезности, присвоив индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребителя.

Графическим изображением ординалистской функции полез­ности является карта кривых безразличия.

Кривая безразличия — это множество точек, характеризующих наборы благ, которые приносят потребителю равную полезность.

Линия бюджетного ограничения — это множество наборов двух благ, доступных потребителю при заданном уровне дохода (I) и ценах:

I = Рх*X + Ру*Y

Равновесие потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюд­жетного ограничения и кривой безразличия. В этой точке угол наклона линии бюджетного ограничения совпадает с величиной предельной нормы замещения:

MRSXY = MUX/MUY = Рх у.

График равновесия потребителя приведенный на рис. 1. показывает, что оно возникает в точке касания бюджетной линией наиболее отдаленной от начала координат кривой безразличия, которая достигается потребителем и обеспечивает ему полное использование дохода и максимальную удовлетворенность.

Рис. 1. График равновесия потребителя

Полезность благ и предпочтения потребителя важные, но не достаточные условия для принятия окончательного решения о покупке благ. Ограничивают потребление и предрешают итоговый выбор такие факторы, как цена блага и доход потребителя.

2.6. Эффект дохода и эффект замещения. Закон Энгеля. Парадокс Гиффена

Рост дохода ведет к перемещению бюджетной линии на карте кривых безразличия приводя к формированию новых точек оптимума потребителя с более высокими возможностями удовлетворения потребностей. Соединив эти новые точки касания кривых безразличия с бюджетными линиями (положения равновесия потребителей при данном доходе) получим кривую «доход–потребление» RC, которая показана на рис. 2.

Рис. 2. Кривая «доход – потребление»

Кривая «доход–потребление» отражает изменение поведения потребителя в зависимости от изменения дохода. Возникает эффект дохода - изменение величины спроса на товар в результате изменения дохода потребителя.

Первым исследовал влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов немецкий статистик Э. Энгель в 19 веке. Закон Энгеля – экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.

Эффект замещения — это изменение величины спроса на то­вар в результате изменения соотношения цен.Эффект замещения возникает при снижении цены одного из благ. В этом случае при неизменном доходе потребитель получает возможность приобретения нового комплекта благ, который ранее был для него недоступен. При этом происходит некоторое замещение одних благ другими.

Для большинства товаров кривые спроса имеют отрицательное значение, так как величина спроса с расчетом их цен уменьшается. Поэтому и коэффициент эластичности спроса по цене имеет знак минус.

При этом бывают и исключения, когда с ростом цен растет и величина спроса. Эти случаи связывают с парадоксом Т. Веблена (1857-1929) и Р. Гиффена (1837-1910). И тот и другой парадокс описывают положительную связь роста цены с возрастанием величины спроса, а следовательно и коэффициент эластичности спроса по цене имеет положительный знак.

Парадокс Т. Веблена отмечает явления, которые как бы не соответствуют закону спроса в двух сферах:

- снижение цены покупатели расценивают как снижение качества товара и в этом случаи сокращают его покупку;

- приверженность некоторых покупателей престижности, моде и т. д. побуждает их покупать дорогие вещи.

Пародокс Р. Гиффена связывается с возрастанием спроса на картофель в Ирландии при значительном росте цены на него и одновременном снижении спроса на высококачественные товары в середине 19 века. Это возможно, если низкокачественный товар занимает существенную долю в бюджете потребителя (как это было у бедняков с картофелем), в этом случае коэффициент эластичности спроса по цене будет иметь положительный знак. Но это является исключением.

Степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от одного товара к другому. А зависимость от уровня цены – величины спроса носит для различных товаров индивидуальный характер. При этом коэффициент эластичности спроса по цене может колебаться в диапазоне от 0 до ∞.

Изменение цены через эффект замещения и эффект дохода и определяет спрос индивида на данный товар. Это индивидуальный спрос. Просуммировав индивидуальный спрос всех покупателей на конкретный товар, мы получим рыночный спрос на этот товар.

В зависимости от масштабов охвата платежеспособной потребности в процессе анализа выделяют следующие виды спроса: индивидуальный, рыночный, совокупный.

Индивидуальный спрос – это платежеспособная потребность отдельного, индивидуального потребителя. Индивиду принимает решение о покупке какого-либо товара в зависимости от субъективных потребностей и уровня своего дохода.

На основе решений, принимаемых множеством индивидуальных потребителей, формируется рыночный спрос при данных ценах и доходах и других факторах влияющих на индивидуальный выбор. В качестве формы выражения рыночного спроса Qp как суммы индивидуальных спросов можно представить в форме:

Qp = QD1+ QD2 +…+ QDn =,

где QD1 – сумма спроса индивидуального потребителя

Предположим, что на рынке некоторого товара имеется три потребителя и каждый со своей кривой спроса. Каждый из трех потребителей приобретает на рынке то количество товара, которое он считает для себя желательным и необходимым. Это количество будет определяться той кривой спроса, в соответствии с которой в зависимости от уровня цены приобретаются товары. Используем алгебраическую модель для иллюстрации построения кривой рыночного спроса. Для простоты анализа возьмем линейные уравнения индивидуального спроса каждого их трех потребителей. При этом при цене выше некоторого порога для каждого потребителя товар будет недоступен и объем спроса будет равен

при

QD1=24–4p p£6 (1)

QD2=30 – 10p p£3

QD3=30–15p p£2

Из уравнений спроса построим графики индивидуального спроса для каждого потребителя, которые будут выглядеть так:


Рис. 8 Рис. 9 Рис.10

Из уравнений и графиков видно, что первый потребитель отказывается от покупок товаров при цене равной 6 ден. единиц, второй – при цене 3 ден. единиц, третий – при 2 ден. единицах. Соответственно величины отложенные на оси объема спроса показывают предельное количество продукции, которое они хотели бы иметь (24, 30, 30).

Суммируя значение индивидуального спроса мы получим объем рыночного спроса при различных уровнях цены. Изобразим это таблично, аналитически и графически. Из простого вида (линейного) кривых индивидуального спроса определим сначала индивидуальный спрос для пороговых значений цены, а затем определим рыночный спрос как сумму индивидуальных спросов и представим все в виде таблицы.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Цена (ден. ед.) 6 3 2 0
Индивидуальный спрос        
Q1 0 12 16 24
Q2 0 0 10 30
Q3 0 0 0 30
Рыночный спрос (ед.) 0 12 26 84

При цене р³6 товар становится для всех покупателей недоступен, индивидуальные и рыночные спросы равны 0. При нулевой цене все потребители хотели бы иметь данную продукцию в количестве 84 единиц.

Теперь представим совокупный спрос как сумму индивидуальных спросов аналитически, предполагая при этом, что у каждого потребителя есть пороговое значение цены, при котором они отказываются покупать, а следовательно спрос равен нулю.

Из уравнения (1) индивидуальных спросов запишем уравнение (2) для совокупного спроса, как результат суммирования индивидуальных спросов.

24–4p 3<p£6

QDрын. = 54–14p 2<p£3

84–29p 0<р£2

исходя из уравнения при р=6 первый купит 12 единиц, первый и второй в совокупности при р=2 приобретут 26 ед. (54-14*2), а общий спрос при р=0 равен 84. Теперь изобразим рыночный спрос графически


Рис. 11. График рыночного спроса

В данном случае кривая рыночного спроса представляет собой ломаную линию. Ломаная линия получается как следствие того, что мы ее строим только по пороговым значениям цены. При движении по кривой рыночного спроса вниз коэффициенты уравнения при переменной p возрастают и кривая спроса оказывается выпуклой к началу координат. В нашем примере взяты три индивидуальных покупателя, на реальном же конкурентом рынке их огромное количество, а соответственно, точек будет также огромное количество и тогда ломаная линия превратиться в сплошную кривую линию рыночного спроса.

Рекомендуемая литература

1. Курс микроэкономики. Учебник/ Р.М.Нуреев; -М.: Норма, 2009 – гл. 3, 4

2. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Издание дополн. и исправл. -М.; Инфра-М, 2009г., гл. 3-7, 10-11.

3. Курс экономической теорим. Учебник для вузов. М.Н.Чепурин, Б.А. Киселева, ред.-7-изд. перераб. и дополн. –Киров: АСА, 2010г. гл. 3, 4.

4. Основы современной экономики: Учебник для вузов. В.М. Козырев 3-е изд., перераб. и дополн. -М.; Финансы и статистика, 2005 г., раздел II., гл. 6.

5. Экономика Учебник. Архипов А.И., Большаков А.К., ред. 3-е издание перераб. и дополн. –М.; Проспект,2005г. – гл. 11-14.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.- М., 1992. т. 2., гл. 22, 23

7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008, гл. 3.

8. Экономика. Учебник. Булатов А. С. ред., 3-е издание перераб. и дополн. -М; Экономистъ, 2004г., гл. 5 – 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow