Сущность, типология и основные компоненты политической системы

Современная демократия

Политические системы диктаторского типа.

Помимо государства к политической системе общества относятся политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

В силу диалектического характера существования мира, общества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют и другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию в немалой степени осуществляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти в государстве, через государственные органы и своих представителей проводят определенную политику и также осуществляют управление обществом.

Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменения в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.

Понятие политической системы одно из основных в политологии. Оно позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни.

Политическая система – это разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-е годы ХХ века. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики.

Основателем системного подхода к политической науке принято считать американского политолога Д.Истона. Он считал, что системный анализ политической жизни основан на понятии системы, погруженной в среду и подверженной влиянию с ее стороны.

Исследуя условия выживания политической системы, он проанализировал четыре категории: политическую систему, окружающую ее среду, реакцию и обратную связь и пришел к выводу о том, что система для того чтобы выжить должна реагировать. Взаимодействие системы со средой осуществляется по принципу «вход – выход». Д.Истон выделил два типа входа:

- требование – обращенное к властным органом мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей (о заработной плате, рабочем времени, возможности получения образования и медицинской помощи, обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.д.). Требования имеют тенденцию ослаблять систему;

- поддержка – охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные системе (исправная уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность политическому руководству, патриотизм и т.д.). Поддержка означает усиление политической системы.

В результате воздействия окружающей среды на систему возникает реакция «выхода» - ответы системы на импульсы, получаемые извне. Реакция системы на действия среды, в которой она функционирует, может выражаться в форме политических решений (новые законы, заявления, субсидии и т.д.) и политических действий (решение актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики и т.д.).

Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система осуществляет в обществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность.

Другой представитель системного подхода к изучению политики Т.Парсонс, представлял общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Основными элементами политической системы являются:

- политические организации, политические учреждения: государство, партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь и т.д.;

- политические отношения – это отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, лидерами и т.п.) по вопросу устройства и функционирования политической, государственной власти;

- политико-правовые нормы – существуют и действуют в виде конституций, уставов, программ партий. Они регулируют политические отношения, определяют стиль работы институтов политики, узаконивают политические устои и т.д.;

- политической сознание – отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, - выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий.

Многообразие политических систем, существующих в обществе, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов, к которым в первую очередь можно отнести следующие: исторические традиции; культура; степень экономического развития; зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.п.

Классификация политических систем осуществляется на основе учета различных признаков:

- по характеру взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые, которые характеризуются ограниченными связями с внешней средой, отсутствием обмена ценностями и ресурсами (СССР, Венгрия, Болгария и др. страны соц. лагеря) и открытые, характеризующиеся активным обменом ценностями и ресурсами (США, страны Зап. Европы);

- по типу общественно-экономической формации – рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические политические системы;

- по типу политической культуры – англо-американские политические системы, для которых характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями и т.д., власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы (США, Великобритания); континентально-европейские политические системы отличаются расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных политических ориентаций, поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабе общества, а внутри класса, партии и т.д., для достижения согласия имеется общая культурная основа – либеральные ценности (страны Западной Европы); доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеющие смешанную политическую культуру, которая состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, племени, интеграция общества достигается с помощью насилия; тоталитарные политические системы, функционирующие на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей, власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии, которая контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида;

- исходя из характера политического режима выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую политические системы.

В контексте последней классификации правомерно возникает вопрос, как же соотносятся понятия «политическая система» и «политический режим»?

Так как, общество является сложной системой, функционирующей в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций, оно нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Политическая власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом, т.е. политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Таким образом политическая система и политический режим характеризуют политическую жизнь общества с разных сторон. Если политическая система выявляет характер связей с внешней средой, механизм принятия и реализации властных решений, то политический режим – определяет средства и методы реализации общезначимых интересов, выражает характер взаимосвязи власти и индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: