В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.
Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.
Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.
В структуру политических технологий входят, как правило три наиболее значимых элемента: технологические знания; конкретные приемы, процедуры и методика действия, а также технико-ресурсные компоненты.
|
|
Ведущую роль среди этих элементов играют технологические знания. Это обусловлено тем, что политические технологии по самой своей сути есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством.
Поскольку технологическое знание – это научно-прикладное знание, ориентированное на политическое проектирование и организацию практической деятельности субъектов политики, постольку основной ценностью для технологий является не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки совершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики.
Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий.
С точки зрения степени организации предметных областей можно выделить следующие виды технологий:
- глобальные – связанные с решением общемировых проблем: поддержанием международной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.;
- континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в Европейском, Ближневосточном, Среднеазиатском или каком-либо ином регионе;
|
|
- национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны;
- корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации;
- локальные, фиксирующие специфику деятельности и отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства;
- межличностные, характеризующие взаимодействия политических деятелей в сфере властных отношений и государственного управления.
С точки зрения способов осуществления выделяют следующие типы технологий:
- функциональные, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов власти и управления;
- инструментальные, иллюстрирующие применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле, имеющие совершенно иные «завуалированные» цели.
С точки зрения регламентации способов деятельности, различают нормативные и девиантные технологии.
Нормативные политические технологии – это способы деятельности, приемы и методы, обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями, обычаями и не выходящие за их рамки.
Девиантные политические технологии – это способы, приемы и методы деятельности, отклоняющиеся от требований, законов, норм, традиций, обычаев.
К нормативным и девиантным политическим технологиям близки явные и теневые способы достижения политических целей. Явные политические технологии выражают публичный характер власти и проявляются в различных формах диалога власти с общественностью. Теневые политические технологии управления и власти осуществляются в различных формах манипулирования властных структур средствами и ресурсами за спиной общественности, способы принятия решений за пределами законно установленных процедур.
Разработка и применение политических технологий суть процесса постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений.
Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения цели. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки «анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций».
В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций, и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом технологии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдением и опытом участвующих в практическом решении задач лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же технологии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои «управленческие» способности.