Рационализм

Деизм.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию).

Основной вопрос и основные направления философии.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют 2 стороны вопроса философии:

1 – онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?

2 – гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: познаваем или непознаваем мир? Что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления: материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм;

- материализм;

- вульгарный материализм;

- дуализм;

При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

1) Материализм («линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

В материализме выделяется особое направление вульгарный материализм – абсолютизация роли материи, чрезмерное увлечение исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

2) Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются 2 самостоятельных направления:

- объективный идеализм: реально существует только идея, идея первична, вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей», идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.

- субъективный идеализм: все существует только в сознании познающего человека, идеи существуют в разуме человека, образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения, вне сознания отдельного человека ни материи, ни идеи не существует.

Наряду с материализмом и идеализмом существуют промежуточные (компромиссные) течения: дуализм и деизм.

3) Дуализм (Рене Декарт) – философское направление, суть которого заключается в том, что существуют две независимые субстанции: материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления). Все в мире производно либо от материальной, либо от духовной субстанций. В человеке соединяются одновременно 2 субстанции: материальная, и духовная. Материя и сознание – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия. Основного вопроса философии (что первично материя или сознание) в действительности не существует, т.к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (т.е. признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

1) Эмпиризмом (сенсуализмом – чувством). Основоположником эмпиризма является Френсис Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. («Нет ничего в мыслях (в разуме) чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

2) Рационализмом (разум). Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве. (Например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть»).

В качестве особого направления выделяются:

3) Иррационализм – философское направление, согласно которому мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

4) Гностицизм – (как правило материалисты), утверждает что мир познаваем, возможности познания неограниченны.

5) Агностицизм – (отрицание знания), философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 века английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения того, что не может быть обнаружено непосредственно как предмет чувственного восприятия.

Контрольные вопросы:

1. Что выражает феномен мировоззрения в обществе? Возможно ли существование общества или человека без мировоззрения?

2. Можно ли выработать универсальное мировоззрение для всех времен и народов?

3. Возможно ли единственное определение философии? Сводимы ли разнообразные определения к одной общей дефиниции?

4. Существует ли главная, определяющая сущность философии, проблема? Если да, то какая, на ваш взгляд, и почему именно эта?

5.Определите принципиальное отличие мифологического и философского способов миропонимания.

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов – на – Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия. Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону., 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону., 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г.

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: