Деизм.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию).
Основной вопрос и основные направления философии.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют 2 стороны вопроса философии:
1 – онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?
2 – гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: познаваем или непознаваем мир? Что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления: материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
|
|
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
- объективный идеализм;
- субъективный идеализм;
- материализм;
- вульгарный материализм;
- дуализм;
При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
- гностицизм;
- агностицизм;
- эмпиризм (сенсуализм);
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
1) Материализм («линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
В материализме выделяется особое направление вульгарный материализм – абсолютизация роли материи, чрезмерное увлечение исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
2) Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются 2 самостоятельных направления:
- объективный идеализм: реально существует только идея, идея первична, вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей», идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.
- субъективный идеализм: все существует только в сознании познающего человека, идеи существуют в разуме человека, образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения, вне сознания отдельного человека ни материи, ни идеи не существует.
|
|
Наряду с материализмом и идеализмом существуют промежуточные (компромиссные) течения: дуализм и деизм.
3) Дуализм (Рене Декарт) – философское направление, суть которого заключается в том, что существуют две независимые субстанции: материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления). Все в мире производно либо от материальной, либо от духовной субстанций. В человеке соединяются одновременно 2 субстанции: материальная, и духовная. Материя и сознание – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия. Основного вопроса философии (что первично материя или сознание) в действительности не существует, т.к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (т.е. признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
1) Эмпиризмом (сенсуализмом – чувством). Основоположником эмпиризма является Френсис Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. («Нет ничего в мыслях (в разуме) чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
2) Рационализмом (разум). Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве. (Например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть»).
В качестве особого направления выделяются:
3) Иррационализм – философское направление, согласно которому мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
4) Гностицизм – (как правило материалисты), утверждает что мир познаваем, возможности познания неограниченны.
5) Агностицизм – (отрицание знания), философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 века английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения того, что не может быть обнаружено непосредственно как предмет чувственного восприятия.
Контрольные вопросы:
1. Что выражает феномен мировоззрения в обществе? Возможно ли существование общества или человека без мировоззрения?
2. Можно ли выработать универсальное мировоззрение для всех времен и народов?
3. Возможно ли единственное определение философии? Сводимы ли разнообразные определения к одной общей дефиниции?
4. Существует ли главная, определяющая сущность философии, проблема? Если да, то какая, на ваш взгляд, и почему именно эта?
5.Определите принципиальное отличие мифологического и философского способов миропонимания.
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
|
|
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия. Кохановский В.П. Ростов – на – Дону, 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия. Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону., 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону., 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г.
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.