Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Специфика познания обуславливается особенностями объекта познания.
Социальное познание – это система знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. Специфика этого вида познания заключается в том, что в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания. В объекте социального познания изначально присутствует его субъект.
Общество и человек – это с одной стороны часть природы, с другой – творения самого общества и самого человека. В обществе действуют и социальные и индивидуальные, материальные и идеальные силы, объективные и субъективные факторы; имеют значение и чувства и разум, сознательные и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Сложность и многообразие общественной жизни обусловливают трудность социального познания и его специфику.
К объективным трудностям социального познания добавляется личностный фактор, а также историческая обусловленность (уровень развития материальной и духовной жизни общества, социальная структура, господствующие интересы).
Особенности различных сторон социального познания:
Онтологическая сторона – объяснение бытия общества, закономерностей и тенденций его развития.
Последователи Канта указывали на сложность социального познания, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет, все явления носят индивидуальный характер, само общество существует лишь как наше представление о нем, а не как объективная реальность.
На самом деле человеческое общество имеет объективную природную основу. Объект и субъект (общество и человек) диалектически взаимодействуют.
Объективные социальные факторы, составляющие основу общества – уровень экономического развития, материальные интересы и потребности людей. Социальные, политические и идеологические структуры возникают на определенном экономическом базисе.
Гносеологическая сторона – может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.
Вопросы гносеологии социального познания:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений,
- каковы возможности и границы их познания,
- роль общественной практики и значение личного опыта познающего субъекта в социальном познании,
- роль соц-исследований и соц-экспериментов в социальном познании.
Аксиологическая сторона – любое познание связано с ценностными образцами, пристрастиями и интересами познающих субъектов. Ценностные предпосылки определяют выбор объекта познания, формы и методы познания, специфику истолкования результатов социального познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах познания. Возникает вопрос: как быть с объективной истиной? Ведь ценности персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ неоднозначен. Одни философы полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании не позволяет называть социальную философию наукой, другие придерживаются противоположной точки зрения. Сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, но и всему познанию, в том числе наукам о природе. Ценностная сторона способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах, с разных позиций, т.е. происходит более конкретное, многостороннее описание социальных феноменов, и более научное объяснение социальной жизни.
Рекомендуемая литература:
1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.
2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.
3.Краткий словарь философов. М., 1994г.
4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.
5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.
6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.
7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.
8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.
9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.
10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.
11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.
12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.
13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.
14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.
15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.
16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.
17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г
18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг
19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г
20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.
21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.