Вопрос 2. Принципы законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых де­лает законность эффективной и действительной.

Следует отметить, что в последние годы в ряде источников проводится различие между принципами и требованиями за­конности. Представляется, что никакого различия между ними нет. Каждый принцип — это всегда достаточно общее требование, идея, которой придерживаются, следуют субъекты. А каждые общие требования выступают как принципы.

Количество принципов (требований) законности в литературных источниках все возрастает. Среди них называются и такие, которые не являются принципами. Например, связь законности и культурности, законности и целесообразности. Бесспорно, такие связи существуют, но это именно связи, а не принципы.

В числе принципов называют соблюдение требований нормативных актов, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц и др. Но это и есть фактически содержание самой законности, сама законность, или, например, к принципам относят то, что следует рассматривать как гарантии, средства, способы обеспечения законности (активная деятельность органов надзора, пресечение правонарушений и т. д.).

Рассмотрим следующие принципы или требования законности.

Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили за­кону, издавались в соответствии с законом. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.

Принцип приоритета (первенства) международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходе правотворчества не должны приниматься законы, противоре­чащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законода­тельства указанным нормам и договорам предпочтение дол­жно отдаваться последним.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что в про­цессе реализации законов все в равной степени должны со­блюдать законы и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т. д. не освобождают от соблюдения законов и от ответствен­ности за их нарушение.

Иногда называется еще принцип всеобщности законности или обязательности законности для всех без исключения. Думается, что это лишь другие названия принципа равенства всех перед законом, ибо он и предполагает обязательность закона для всех.

Принцип единства законности требует единообразного по­нимания и применения законов на всей территории страны. Законность будет единой лишь тогда, когда по аналогичным, типичным делам принимаются одинаковые, типичные реше­ния. Это предполагает вынесение решений по одинаковым, типичным делам на основе одних и тех же норм, их одинаковое толкование, одинаковую юридическую квалификацию. Иногда единство законности понимают как единство законов. Единство законов — это лишь предпосылка единства закон­ности, она не ведет автоматически к единству законности, единообразному применению законов. Единство законности может быть нарушено даже в случаях, когда решения выносятся в рамках закона, если закон предусматривает последствия относительно определенно или альтернативно. Например, если закон предусматривает наказание в виде штрафа или краткосрочного лишения свободы, а по совершенно одинаковым делам судьи одного района определяют наказание в виде штрафа, а другого — в виде лишения свободы, то единства законности не будет, хотя приговоры и вынесены в рам­ках закона.

Принцип недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности состоит в том, что нельзя обхо­дить закон, отступить от требования закона по тем мотивам, что применение закона, строгое следование закону в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно или даже вредно.

Во-первых, следует учитывать, что с точки зрения интересов всего общества, да и каждого отдельного гражданина, отступление от законов в конечном счете нецелесообразно, вредно, так как подрывает законность. Выгода отступления от законности для конкретного случая перекрывается огромным вредом расшатывания законности.

Во-вторых, о целесообразности в конкретных случаях судит каждый отдельный правоприменитель, исполнитель закона. Его представления о целесообразности закона могут ме­няться от случая к случаю, а главное - противоречить общегосударственной целесообразности, которая как раз и состоит в том, чтобы обеспечить прочную законность и правопорядок, которые в конечном счете выгодны каждому члену общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: