Характер опоры для тела животного

Контур фигуры; характер и нажим линий

Контур фигуры рассматривается как «оболочка», символ контроля со стороны «Я» за собственной эффективностью; защита от окружающих. Упругие, пластичные, хорошо стыкующиеся линии – показатель хорошего контроля аффективности. Угловатость и прямоугольность форм – характерна для людей с низким уровнем социализации и с трудностями в общении. Строго прямоугольное (почти квадратное) животное – характерно для людей с низкой комформностью, с шизоидным складом личности. Четкий контур в сочетании со строгой симметрией – высокий самоконтроль. Щиты, двойные линии – опасение и подозрительность, недоверчивость.

В норме линия сплошная, без прерывистости, повторяющихся частей.

Прерывистая линия - признак невротичности. Если линия ещё и как бы мохнатая - это невротичность, беспокойство, готовность к страху.

Если линии нахлёстываются друг на друга образуя нечто вроде уголков, это признак лёгкого возникновения напряжённости. Если для изображения кожного покрова (меха, шерсти) используются мелкие лёгкие линии - это является свидетельством тревоги. Стремление отретушировать весь рисунок так, что не остается чистого места на рисунке - тоже свидетельство тревоги.

Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной - стремле­ние контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

Если в местах соединения (например, соединение головы с туловищем или хвоста с туловищем) линии разорваны, как бы висят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта подвержена дезорганизации со стороны эмоций; при волнении эффективность его деятельности резко снижается.

Использование одной линии для совмещённого изображения двух фигур одновременно, свидетельствует о тревожности.

Если линии как бы падают вниз (например, во время рисования ног животного, хвоста) - это признак депрессии. Если ноги или хвост рисуются линиями вверх направленными - энергия высокая. Чтобы увидеть, как рисуются линии необходимо наблюдать за процессом рисования.

Нажим линий. Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность. Слабый нажим, местами линия едва видна - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние. Линии вниз и с сильным нажимом - депрессия напряжения.

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность. Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Нажим сильно варьирует - эмоциональная лабильность

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка, в таком случае необходимо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части - значит именно здесь и кроется источник тревожности: защитная агрессия, чувственные представления или что-то другое.

6. Вид и тип животного

В зависимости от того, животное какой категории нарисовано, можно понять как чувствует себя человек в этом мире. По внешнему виду нарисованные животные делятся на три категории:

Крупные, сильные (например, нарисован хищник с когтями или оскаленной пастью) – интерпретируются как угрожающие.

Средние по размерам (например, нечто похожее на белку или кошку) - нейтральные.

Маленькие, слабые, немощные (например, насекомые, бабочки) –угрожаемые, чувствующие себя в опасности.

Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем больше выражена инфантильность.

Тип животного

Реально существующее - интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание.

Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон) - бедность воображения; низкий общекультурный уровень.

Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного - рационалистический, нетворческий подход к задаче.

Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями - художественный, но в целом стандартный подход к задаче.

Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных - творческий подход к задаче; низкая конформность.

Сверхоригинальное, вычурное - демонстративность; шизоиднасть.

Человекообразное (построено по модели человека) - высокая неудовлетворенная потребность в общении.

Уподобление животного человеку (похожесть морды на лицо, конечностей – на человеческие руки и ноги, наличие одежды) – инфантилизм, эмоциональная незрелость, при неудачах эти люди склонны обвинять других; доверчивость, преданность социуму; умеют не переутомляться получать сильные и яркие впечатления от жизни.

С конечностями, направленными вовне – экстраверсия.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интроверсия, могут быть трудности в сфере общения.

По характеру опоры тела животного (ноги, лапы, постаменты) можно судить об основательности, стабильности – нестабильности рассуждений человека, его мыслительных процессах.

Если тело животного поставлено на крепкие, стройные ноги: это означает, что человек строит свои выводы на основательных, хорошо проверенных данных и уверен в истинности этих данных. При этом, если нарисованы прямые, крепкие ноги параллельно друг другу и одинаковой формы: это показатель того, что его рассуждения конформны, общеприняты, тривиальны.

Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество - потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях.

Если у фигуры нарисованы слабые ноги (например, типа куриных или мушиных лапок): это свидетельствует о том, что человек не уверен в тех сведениях, которые служат основой для его размышлений и выводов; держится на ощупь, не всегда рационален. Если ноги слабые и извилистые: это признак людей с чрезмерно повышенным самоконтролем, затруднённостью в принятии решений, постоянными сомнениями в безупречности своих логических построений.

Если ноги состоят из сочленений: это является признаком затруднённых логических построений; говорит о трудности принятия решений, если нет достаточных и ясных оснований для этих решений; рассуждения отличаются повышенным контролем, частыми перепроверками выводов.

Если ноги не соединены друг с другом: это означает случайную ориентировку, рассуждения носят аффективный, эмоциональный и поверхностный характер.

Если ноги разные, не похожие друг на друга или их много: это означает неконформность, своеобразие, яркость мышления, самостоятельность, креативность.

Если ноги нарисованы в виде постамента: это значит, что обследуемый является ригидным человеком, ни в чём не сомневающимся, более того, пытающимся навязать свою волю и мнение другим людям.

Если ног не видно, животное лежит на брюхе: значит обследуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы (в данном контексте уверенность и спокойствие рассматриваются не как черта характера, а как особенность логических построений рассуждающего).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: