Стандарты ответов 1,2,3

Перечень практических умений

Рекомендации по УИРС

Написание рефератов:

1. Роль лизосом в различных клетках в условиях нормы и патологии.

2. Связь индивидуального и исторического развития организма.

3. Влияние гормональных факторов на развитие органов у куриных эмбрионов.

4. Внезародышевые органы у куриных эмбрионов, их развитие в нормальном эмбриогенезе и при действии некоторых факторов.

5. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

6. Процесс ороговения многослойного эпителия.

Студент должен уметь:

1. Микроскопировать гистологические препараты

2. Определять на микропрепаратах клеточные и неклеточные структуры

3. «Прочитать» с помощью микроскопа эмбриологические препараты

4. Определять на микрофотографиях клеточные структуры тканей и органов.

1. Препарат №2 Общая морфология клетки.

2. Препарат №12 Жировое включение в клетках сальника.

3. Препарат №14 Гликоген в клетках печени.

4. Препарат №15 Пигментные включения в клетках кожи.

5. Препарат №77 Обезжиренные липоциты. Симпласт (язык кошки)

6. Препарат №5 Сперматозоид морской свинки.

7. Препарат №130 Овоцит I порядка (яичник кошки)

8. Препарат №22 Бластула лягушки.

9. Препарат №8 Синкарион лошадиной аскариды. (яйцеклетка на стадии оплодотворения).

10. Препарат №93 Однослойный призматический каемчатый эпителий (тонкая кишка)

11. Препарат №88 Однослойный призматический железистый эпителий (дно желудка)

12. Препарат №106 Однослойный плоский эпителий серозной оболочки (мезотелий)

13. Препарат №119 Однослойный кубический эпителий почечных канальцев

14. Препарат № 108 Однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий трахеи

15. Препарат №113 Многослойный плоский ороговевающий эпителий (кожа пальца человека)

16. Препарат №86 Многослойный плоский неороговевающий эпителий (поперечный срез пищевода)

17. Препарат №123 Переходный эпителий (мочевой пузырь)

В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, приведенное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого занятия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком является микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.

На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие типа Р-12.

Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2.

Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2.

Предметный столик:

Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8

Пределы поворота от 0 до 360

Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микроскоп. В нем различают оптическую и механическую части.

1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.

2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.

3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фронтальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью макровинта. Перемещая препарат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанавливают в центре поля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для этого с помощью револьверного устройства ставят объектив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.

4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсионный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и покровного стекла марлей.

Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы различных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:

1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.

2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.

3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.

4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.

5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.

4. 1. Электронная микрофотография поперечного среза реснички из трахеи крысы.

2. Ацинус поджелудочной железы, специфически окрашенный для выявления аппарата Гольджи в ацинарных клетках.

3. Клетки печени под иммерсионным объективом.

4. Электронная микрофотография клеточной мембраны и гликокаликса, сделанные с большим увеличение х 200 000.

5. Электронная микрофотография обращенной впросвет поверхности ресничной клетки трахеи утки.

6. Комплекс Гольджи.

7. Митохондрии.

8. Лизосомы.

9. Пластичный комплекс в клетке.

10. Клетка печени увеличение 60 000.

11. Самотропоцит увеличение 15 000.

12. Кровеносный капиляр.

13. Тиреотропоцит увеличение 15 000.

14. Адренокортикотропоцит увеличение 15 000.

15. Аденогипофиз крысы увеличение 15 000.

Электронные микрофотографии нужно уметь «прочитать», т.е. определить все структуры, видимые на этих фотографиях, и по совокупности морфологических признаков сделать заключение о структурах или клетке в целом, её принадлежности к тому или иному органу или ткани и о их возможном функциональном состоянии.

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа: Учебник/Р.К. Даниелов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2-изд. – СПб: Элби-СПб, 2004. - 361с.

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 128с.

2. Курс возрастной гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: ИПЦ «Версо», 2006. – 130с.

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/Ред. С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухов, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: