Психотерапевтическая помощь учительницам в решении личных проблем

Семейное благополучие женщины-учительницы отражается на ее профессиональных успехах. Счастливая в личной жизни учительница коммуникабельна, внутренне устойчива и стабильна, внимательна к детям, имеет хорошие взаимоотношения в педагогическом коллективе. И наоборот, тяжелый брак, конфликтные семейные отношения делают учительницу эмоционально подавленной, безразличной к своей работе, ученикам и коллегам.

Опыт психологического консультирования показывает, что для многих наших женщин, в том числе и для учительниц, самыми болезненными личными проблемами выступают потенциальный или реальный развод и связанное с ним одиночество.

Многие женщины, в том числе и учительницы, имеют низкую самооценку, почти не влияющую на профессиональную деятельность, но довольно часто выступающую "камнем преткновения" в достижении ими личного счастья.

Женщина с низкой самооценкой характеризуется такими психологическими особенностями:

- она не уверена в себе как в женщине, ей кажется, что она хуже, чем другие женщины, и менее чем они;

- внешне часто выглядит вялой, горбится, с трудом смотрит в глаза собеседнику, имеет напряженный и нервный голос, одевается неброско, строго, предпочитая темные тона; - подвержена периодическим спадам настроения и депрессиям, переживает состояния личной неполноценности и упадка духа;

- избегает всяческих напряжений и тем более конфликтов во взаимоотношениях с людьми;

- испытывает страх перед совершением ошибки: купить не ту вещь, сказать не то слово в беседе, сделать что-то неправильное;

- стремится оправдываться перед близким человеком;

- часто попадает под влияние более сильного человека и становится "жертвой" его манипулятивных воздействий;

- долго и мучительно принимает решения, колеблется, а иногда и вовсе избегает решать важные проблемы, предпочитая, чтобы они разрешались "сами собой";

- в своем поведении и общении с людьми выстраивает систему психологических защитных "масок", играет роли, не соответствующие ее истинному характеру;

- часто позволяет людям критиковать себя, расстраивать, ранить, унижать;

- имеет склонность жалеть себя, свою неудачную жизнь и свои несбывшиеся надежды.

Женщина, имеющая низкую самооценку, обычно так строит свои взаимоотношения с близким мужчиной или мужем:

- она старается быть мягкой и уступчивой, стремится "подстроиться" к нему, услужить, быть всегда для него приятной и нужной;

- испытывает страх одиночества и всегда боится разрыва с мужчиной;

- оставаясь без мужа даже на короткий период, чувствует себя вдвойне неполноценной и непривлекательной;

- стремится реализовать желания мужа и отказывается от своих собственных желаний;

- боится проявлений мужского недовольства, болезненно реагирует на невнимание мужа, испытывает потребность в его постоянном одобрении;

- придает огромное значение личным отношениям, если они не ладятся по тем или иным причинам, "зацикливается" на них;

- если мужчина хочет уйти, плачет и умоляет его остаться, обещая делать все, что он захочет, и выпрашивая прощение за несуществующие "грехи"; - испытывает потребность постоянно контролировать мужчину, быть ему во всем незаменимой, реализует материнскую позицию в любви;

- терпеливо переносит грубость и агрессию со стороны мужа, не пытаясь защититься и утвердить свое человеческое достоинство, оправдывая его всегда и во всем;

- испытывает страх перед правдой, старается "замаскировать" сложные проблемы, возникающие во взаимоотношениях, общаться так, как будто никаких проблем не существует;

- долго тянет болезненные, унижающие ее отношения с мужем, боясь развестись и остаться одной.

Психотерапевтическая работа с такими клиентками должна состоять из цикла консультаций, в ходе которых решаются следующие задачи:

1. Повысить самооценку женщины, сформировать у нее чувство самопринятия и самоуважения.

2. Помочь ей по-новому взглянуть на отношения мужчины и женщины, в которых женщина любит сама и стремится получить любовь, поддержку и заботу со стороны мужчины.

3. Обсудить возможности перестройки существующих взаимоотношений с мужем.

4. Активизировать психологическую готовность женщины к разрыву отношений с мужчиной, если он не примет ее в новом качестве и не сможет отнестись к ней с уважением.

5. Попробовать доказать ей, что развод может быть не "концом жизни" или крупной жизненной неудачей, а началом новой жизни, где у нее есть шанс построить хорошие отношения с другим мужчиной.

6. Сформировать психологическую готовность женщины к поиску нового партнера и установлению с ним здоровых, гармоничных и достойных отношений.

Как решать эти сложные задачи в ходе психологического консультирования, включающего психотерапевтическую работу? Разумеется, начать следует с улучшения внешности женщины.

Внешность учительницы. Психологу нет необходимости осваивать профессию модельера или дизайнера, чтобы дать несколько советов клиентке по выбору одежды, улучшению ее осанки, фигуры и походки, освобождению и расслаблению лицевых мышц и выработки открытого, доброжелательного и привлекательного выражения лица*.

От того, как внешне выглядит женщина, зависит ее чувство уверенности в себе. Для понимания собственной индивидуальности и саморазвития в этом направлении клиентке можно предложить психотехническое упражнение "Встреча".

Упражнение "Встреча"

Клиентка устраивается в удобной позе в кресле и закрывает глаза. После настраивающего упражнения "Дыхание" психолог произносит приблизительно такой текст: "Представьте, что вы находитесь в своем доме, в комнате, где вы обычно отдыхаете, где вам бывает особенно хорошо и уютно. Расслабьтесь и почувствуйте, как вам спокойно.

А теперь подумайте о том, что сейчас у вас произойдет очень важная для вас встреча. Эту встречу вы ждали давно и многое от нее получите.

Представьте, что вы встаете и идете к двери своего дома, открываете ее и начинаете медленно спускаться вниз по лестнице. Доходите до первого этажа и выходите на улицу.

Солнечный день. Навстречу вам идет женщина, похожая на вас. Ваша встреча - с нею. Она - это вы, но вы - другая, более совершенная, свободная и раскованная. Она - это ваш идеальный образ, это та женщина, которой вы можете и хотите быть.

Подойдите к ней ближе, внимательно рассмотрите ее. Как она одета? Как она держится? Подумайте, какой основной вопрос вы хотели бы ей задать? Задайте этот вопрос и постарайтесь услышать ответ.

А теперь - поворачивайтесь, входите в подъезд своего дома и возвращайтесь к себе в квартиру. Ваша встреча произошла".

После такого медитативного упражнения психолог обсуждает с клиенткой результат его выполнения. Анализируются вопросы: Какой "образ-себя" увидела клиентка? В чем главном эта идеальная женщина отличается от самой клиентки: во внешности, в манере держать себя, в характере? Какой вопрос задала клиентка своему образу? Какой ответ получила?

На очередной консультации психолог может порекомендовать клиентке специальную литературу, в которой разбираются вопросы, близкие к ее проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: