Адаптация. Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно разви-валось на протяжении десятилетий

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно разви-валось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хо-рошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрос-лых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структу-ры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дала Векслеру тол-чок к созданию в 1939 г. шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью - Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B). Изначально Векслер разра-батывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного воз-раста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невер-бальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была пред-принята попытка контролировать образовательный и профессиональный ста-тус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

- выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;

- они достаточно различались по своим функциям, что позволяло пре-дотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны от-дельных способностей и неспособностей;

- результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Вексле-ра (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополне-на выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «небелых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.)

В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптиро-вался. Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно - исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинг-раде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт - Петербургского государственного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка за-менены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части - субтестов "Понятливость", "Осведомленность", "Словарный" и, в меньшей мере, субтеста "Сходство". Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоро-вых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили "Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера". Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифи-цировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием "ИМАТОН" (г.Санкт - Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием "ИМАТОН" и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руко-водством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психоло-гии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство "Измерение интеллекта детей" под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром "Психодиагностика и диф-ференцированное обучение" (г.Киев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: