Методика для определения уровня сформированности произвольности как умения действовать по инструкции взрослого – диктант, при выполнении которого ребенок должен соединять фигурки по заданным взрослым правилам.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Время обследования – 10 минут.
Цель: Диагностика умения действовать по правилу, заданному вербально.
Структура деятельности:
- усвоение правил, предъявляемых в вербальном плане;
- удержание правил по ходу выполнения задания;
- поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.
Исполнение: соединение фигурок на листе бумаги карандашом.
Контроль: проверка правильности выполнения.
Средства выполнения задания: вербальная инструкция, содержащая три правила соединения фигурок.
Материал: Листок с символами для соединения.
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в школу. Я буду учителем, а ты – учеником. Мы будем «писать диктант»: я буду диктовать, а ты будешь соединять эти фигурки под диктовку. Но для того, чтобы правильно выполнить задание, ты должен запомнить три правила:
- Крестики и квадратики можно соединять только через кружочек (показ).
- Соединять фигурки нужно, не прерывая линии: «веревочка не рвется».
- Соединять можно, двигаясь только вперед, вот так: (показ).
- Тренировочная серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком.
- Первая серия: крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком.
- Вторая серия: квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком.
- Третья серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком.
Виды помощи:
- Поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.
- Психолог просит ребенка повторить инструкцию при неверном соединении.
- Психолог сам повторяет инструкцию, если ребенок, выполняет задание не верно и не может повторить инструкцию.
- Психолог просит ребенка выполнить действие еще раз.
- Повторное объяснение.
- Показ - психолог, объясняя, сам выполняет действие.
Оценка:
Количественная (по Л.А. Венгеру, Л.И. Цеханской)
За каждое верное соединение дается по два балла. Максимальная оценка по любой серии - 24 балла, по всему заданию - 72 балла.
Перевод:
4-0; 8-от 16 до 22; 12-от 45 до 47;
5-1; 9-от 23 до 26; 13-от 48 до 55;
6-от 2 до 6; 10-от 27 до 41; 14-от 56 до 72.
7-от 7 до 15; 11-от 42 до 44;